ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро­логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики»

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

УДК 780.614.131(091)(47)
Искусствоведение

На основании анализа существующих версий с привлечением вновь открытых исторических свидетельств сделан вывод о несостоятельности широко распространенного предположения о польском происхождении русской семиструнной гитары терцового строя. В статье доказано, что версия М. А. Стаховича с уточнением М. И. Пыляева, согласно которой А. О. Сихра изобрел русскую семиструнную гитару в 1793 году, должна быть принята в качестве ведущей научной гипотезы.

Ключевые слова и фразы: гитара; семиструнная гитара; русская гитара; строй гитары; терцовый строй; версии происхождения; А. О. Сихра; И. фон Гельд.

Тихонравова Анна Валерьевна
Харьковская государственная академия культуры, Украина
Tihonravov@yahoo.com


Тихонравов Сергей Николаевич, к. т. н., доцент
Благотворительный фонд развития культуры и искусств Украины
Tihonravov@yahoo.com

ТРИ ВЕРСИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

   Гитара, являясь одним из самых популярных музыкальных инструментов в мире, была завезена в Россию в середине XVIII века. В первой половине XIX века в российском обществе бытовали две полиморфные разновидности этого инструмента: шестиструнная гитара квартового строя (ми, си, соль, ре, ля, ми) и семиструнная гитара терцового строя (ре, си, соль, ре, си, соль, ре). Увлечение гитарой во всех слоях населения при полном доминировании семиструнной гитары в пушкинскую эпоху было так велико, что количество печатных изданий для нее успешно конкурировало с фортепианными, а гитарные уроки входили в набор «обязательных дисциплин» домашнего дворянского (особенно женского) образования [1; 5; 14-16].

   Западноевропейская шестиструнная гитара появилась в России в последнее десятилетие века просвещения как комета быстро, ярко, но предсказуемо, по известной траектории. Ее происхождение логически обосновано преемственностью от распространенного ранее пятиструн­ного прототипа и подтверждено огромным количеством исторических, культурологических и искусствоведческих памятников, достаточно полно отслеживающих синхронные и диахронные процессы миграции на восток [2; 5].

   В знаниях о семиструнной гитаре дело обстоит несколько иначе. Появление семиструнной гитары, скорее, напоминает взрыв сверхновой звезды. В этом случае длительный период эволюции отдельных характерных свойств завершился при их слиянии скачкообразным образованием нового качества. Рождение русской семиструнной гитары представляет собой акт соединения шести качественных составляющих, каждая из которых до этого существовала и эволюционировала в музыкальной культуре разных регионов Европы (форма кузова, количество и материал струн, строй, профиль и число ладов грифа). Отличительными органологическими особенностями русской семиструнной гитары являются: кузов испанской или французской гитары в виде цифры 8, радиусированый (выпуклый) гриф английской гитары, но с числом ладов больше 12, семь оди­нарных жильных струн, строй по мажорному трезвучию G-dur с нижним басом D [14; 16].

   Науке не известны свидетельства существования где-либо до 90-х годов XVIII века музы­кального инструмента с полным набором указанных качественных и количественных признаков.


© Тихонравова А. В., Тихонравов С. Н., 2013.

Место первой публикации: Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро­логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики». – Тамбов: Грамота, 2013. – № 4 (30), Ч. 2. – С. 171-176. – (Рецензируемый журнал ВАК РФ). Эл. адрес издания: www.gramota.net.

Текст статьи предоставлен авторами и размещен на сайте "История гитары в лицах" с их согласия.

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru