ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро­логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики»

Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н.

ТРИ ВЕРСИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

   В указанной работе Густав де Кальве свидетельствует о большом распространении в Польше с 1751 года английской гитары с металлическими струнами: «The English guitar that mainly is used in Poland has wire strings» [Ibidem, р. 41]. В русском переводе это будет: «Английская гитара, которая большей частью используется в Польше, имеет проволочные струны». Как известно, английская гитара имела овальный кузов, двенадцатиладовый радиусированый гриф, шесть струн и строй терциями по трезвучию C-dur.

   Следовательно, по версии О. В. Тимофеева, человеком, собравшим воедино все шесть указанных выше органологических компонентов, характеризующих русскую семиструнную гитару, является офицер российской и польской армии, участник восстания 1794 года под предводи­тельством Тадеуша Костюшко (1746–1817 гг.), пленный и ссыльный, а впоследствии известный издатель Игнатио фон Гельд. И сделал он это не позднее 1797 года. Главными аргументами в данном случае являются польско-чешское происхож­дение И. фон Гельда, его разносторонняя музыкальная образованность, знание английской гитары с терцовым строем и документальное первенство в печатных нотах для русской семиструнной гитары. Примечательно, что И. фон Гельд позже издал и первую в России школу для шестиструнной гитары.

   Олег Витальевич Тимофеев – концертирующий гитарист, лютнист, музыковед, специалист в области старинной музыки, соучредитель и артистический директор Международной академии русской музыки, искусств и культуры в Айове (США). В Москве учился играть на гитаре у Камилла Артуровича Фраучи (1923–1997), с 1989 года живет в США.

   Другие многочисленные искусствоведы, так или иначе касающиеся в своих научных работах и публицистических статьях вопроса происхождения русской семиструнной гитары, не добавляя новых аргументов, принимали на веру и на протяжении 100 лет тиражировали одну из двух рассмотренных версий (в последнее время чаще вторую, так как англоязычная не всем доступна), каждый раз представляя ее как установленный исторический факт [1; 2; 4; 5; 10; 15]. Исклю­чение составляют труды известных советских исследователей гитарной истории В. П. Машкевича (1888–1971 гг.) и В. М. Мусатова (1903–1991 гг.), которые, не удовлетворяясь аргументами М. А. Стаховича и В. А. Русанова, не разделяли ни одной, но, естественно, не были осведомлены об американской работе О. В. Тимофеева.

   Дополним представленную «доказательную базу» и проанализируем имеющийся материал с учетом новой уточняющей информации, найденной авторами настоящей работы.

   1. В диссертации О. В. Тимофеева приведено интересное документальное свидетельство, ограничи­вающее период начала массового распространения семиструнной гитары 1792 годом.

   Японский капитан Дайкокуя Кодаю (Daykokuya Kodayu) после кораблекрушения в 1783 году оказался на российской территории. Он вынужденно пробыл в России до 1792 года, причем 1791 год провел в Петербурге. Получив, наконец, разрешение, он вернулся на родину и по требованию японских властей подробно описал свои впечатления от российской действительности, касаясь самых разных сторон, политического устройства, быта и культуры. По свидетельству О. В. Тимофе­ева, в этом документе среди описания многочисленных музыкальных инструментов, бытующих в это время в России, балалайка упоминается, а гитара – нет [16].

   2. Приведем полностью текст толкования слова «гитара» по словарю В. И. Даля: «Гитaра ж. струнное музыкальное орудiе, на которомъ играютъ щипкомъ; кузовъ в виде цифры 8, ручка прямая, съ ладами; на италiянской гитаре шесть струнъ, на польской семь, но строй первой объемистее... Гитарный, принад­лежащий или относящийся к гитаре. Гитарист м. –тка ж. играющий на гитаре. Гитарщик м. делающий гитары» [3, с. 806].

   Субъективная «объемистость» строя в комментариях не нуждается, а вот «итальянская» шестиструнная гитара – явление необычное.

   Один из изобретателей шестиструнной гитары немецкий мастер Яков Отто (1760–1829 гг.), писал: «В 1790 году герцогиня Амалия Веймарская привезла из Италии в Веймар первую гитару, которая считалась тогда новым инструментом. Гитара получила тотчас общее одобрение… она имела только пять струн и только один витой бас, а именно нижнее “ля”» [7, с. 4, 5]. И далее: «... капельмейстер Науман в Дрездене получил такую гитару с пятью струнами. Вскоре по получении он предложил мне сделать шестиструнную гитару именно с добавлением низкого “ми”. С этим усовершенствованием я потом сделал их множество, и все они скоро получили общее одобрение…» [Там же, с. 5].

   В. М. Мусатов на эту тему пишет: «Ученик падре Базилио – Федерико Моретти – говорит: “В конце 1789 года я написал неполную школу, которую в течение нескольких месяцев система­тизировал… вернувшись в Неаполь, я решил издать свои «Гитарные правила», значительно пополнив их и улучшив… В 1792 году они увидели в первый раз свет в нотопечатне Луиса Массалхи, издателя его величества”» [ Там же].

   В том же году школа была переведена на испанский язык и издана в Мадриде. В связи с этим Моретти, играющий на семиструнной гитаре квартового строя, пояснял: «Хотя я пользовался гитарой с семью одиночными струнами /не двойными/, однако мне казалось более удобным приспособить эти правила для шестиструнной гитары, так как в Испании играют главным образом на этой гитаре. Эти же обстоятельства побудили меня издать в 1792 г. эти правила на итальянском языке для пятиструнной гитары, так как в это время в Италии шестиструнная гитара не была известна» [Там же, с. 6].

   Ко времени выхода в свет толкового словаря В. И. Даля в середине XIX века Италия как последний оплот пятиструнной гитары тоже перешла на шестиструнную, но приведенные выше факты вынуждают усомниться в справедливости определения шестиструнной гитары как инструмента изначально итальян­ского.

   Аналогичные сомнения вызывает у специалистов и «польская семиструнная гитара». М. А. Ста­хо­вич и В. И. Даль жили в одно время, но М. А. Стахович, будучи более осведомленным в гитарных тонкостях, говорит о том, что не семиструнная гитара Сихры, а «строй его гитары назывался тогда польскимъ» [13, с. 237].

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru