ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро­логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики»

Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н.

ТРИ ВЕРСИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

   В. М. Мусатов пишет: «В. П. Машкевич много лет и труда посвятил вопросу документального подтвер­ждения факта появления у нас русского строя гитары. Когда он убедился, что это ему уже не удастся, он с горечью пишет своему другу М. П. Папченко в Орджоникидзе: “…почему семиструнная гитара называлась польской? Я не знаю ни одного поляка в XVIII и начале XIX века, играющего на семиструнной гитаре /м. б. только Свентицкий, издававший в 1803 году в Москве гитарный журнал/… Когда Русанов обратился к профессору Н. Ф. Финдейзену, историку музыки, в письме с вопросом, нет ли у него каких-либо материалов по истории гитары в России, он ответил: “Нет...”… На заре семиструнной гитары в России работали два чеха – Сихра и Гельд. Этим и ограничиваются наши познания о “польской гитаре”…» [7, с. 11].

   Ничего не дали в этом плане и новейшие поиски О. В. Тимофеева, который в период подготовки диссертации достаточно подробно изучал гитарную литературу Польши того времени.

   Приведенные факты дискредитируют в аргументации В. А. Русанова ссылку на словарь В. И. Да­ля. В Польше была распространена английская гитара, имеющая шесть металлических струн и строй по двойному до-мажорному трезвучию. Только в смысле преемственности терцового принципа строя русскую семиструнную гитару с соль-мажорным строем можно образно назвать «польской».

   3. Справедливо критикуя М. А. Стаховича за халатность в представлении цифровых данных, В. А. Русанов сам пропускает в печать несколько досадных неточностей. Он ошибается в количестве струн (18 вместо 17) на гитаре самого известного в Европе российского гитариста XIX века Марка Соколовского (1818–1883 гг.), а затем пишет: «…мы можем заключить, что гитара появилась въ Москве и Петербурге въ царствованіе императрицы Елизаветы, въ начале семидесятыхъ годовъ XVIII столетія…» [11, c. 11]. Трудно предположить, что В. А. Русанов не знал периоды правления Российских императоров (Елизавета Петровна умерла в 1761 году), так что это, безусловно, пропущенная описка.

   Кроме этого, В. А. Русанов, в противоречие своему заявлению об отсутствии других свидетельств русского происхождения семиструнной гитары, приводит мнение одного из лучших учеников М. Т. Высот­ского гитариста А. А. Ветрова (1819–1877 гг.): «Вотъ что пишет онъ въ письме своемъ къ М. Н. Лопатину: “Семиструнная гитара – инструментъ, возникшій на почве русской музыки, а потому наиболее національный и исключительно русскій, тогда какъ шестиструнная гитара, пришедшая изъ-за границы, возникла на почве испанской и итальянской музыки…”» [Там же, с. 15].

   4. При изучении литературных источников, посвященных быту и творчеству российских цыган, авторы настоящей работы при содействии руководителя известного интернет-проекта «Гитаристы и компо­зиторы», вдумчивого и ответственного исследователя гитарной истории, доктора философии В. В. Тавровского (род. 1959 г.) получили доступ к публикации М. И. Пыляева (1842–1899) «Цыганская старина» [9]. Очерк о цыганских традициях, верованиях и занятиях, напечатанный в 1893 году в сборнике трудов «Вестника литературы и науки» как приложение к журналу «Всемирная Иллюстрация», по всей видимости, оказался гитаристами незамеченным.

   В разделе, посвященном московским цыганам, М. И. Пыляев пишет: «Въ Венгріи цыгане виртуозы на скрипке, у насъ на гитаре. Первый опытъ игры на семиструнной гитаре сделал въ Вильне известный гитаристъ и композиторъ А. О. Сыхра въ 1793 году. Строй его гитары назывался тогда польскимъ, а разладные строи – 1-й басъ С или Е (въ е-moll) – испанскимъ строемъ. Такъ что семиструнная гитара существуетъ уже ровно сто летъ» [Там же, с. 66]. Сравнивая этот отрывок с приведенным ранее текстом М. А. Стаховича, можно предположить, что в его средней части при описании строя М. И. Пыляев указанную публикацию использовал. Тем ценнее его точное указание года, в котором А. О. Сихра сделал в Вильно «первый опытъ игры на семиструнной гитаре», так как у М. А. Стаховича этой даты нет.

   Михаил Иванович Пыляев (1842–1899 гг.) – журналист и литератор, учился в Харьковском универ­ситете, опубликовал несколько крупных работ с описанием быта и культуры российского общества конца XVIII – начала XIX века [8]. Все публикации М. И. Пыляева отличаются использо­ванием живых воспоминаний старожилов и привлечением огромного количества вспомогательного фактического материала из частных архивов, многие из которых были впоследствии безвозвратно утрачены.

   5. Завершает логическую цепочку исторических фактов информация доктора искусство­ведения, Заслуженного деятеля искусств России М. И. Имханицкого. В разделе, посвященном русской семиструнной гитаре, он пишет: «В числе первых учеников А. О. Сихры следует также упомянуть Василия Сергеевича Алферьева (1775 – ок. 1835 г.). Уже в 1797 году была издана его фантазия на тему русской народной песни “Чем тебя я огорчила”...» [6, с. 103].

   Чтобы сочинить пьесу и опубликовать ее на год раньше школы И. фон Гельда, В. И. Алферьеву надо было как минимум два-три года учиться. Отсюда следует, что деятельность А. О. Сихры как препода­вателя семиструнной гитары началась на позднее 1795 года, в то время как И. фон Гельд до амнистии 12 декабря 1796 года был ограничен в свободе как осужденный за участие в Польском восстании. Предположение о том, что А. О. Сихра жил в Москве с 1795 года, ранее высказывал В. П. Машкевич.

   Анализ приведенных фактов позволяет сделать следующие выводы:

   1. Аргументация В. А. Русанова в широко распространенной впоследствии версии польского происхождения семиструнной гитары по всем пунктам либо противоречит другим обоснованным фактам, либо носит характер документально не подтвержденных предположений.

   2. Версия М. А. Стаховича с уточнением М. И. Пыляева, согласно которой А. О. Сихра изобрел русскую семиструнную гитару в 1793 году, должна быть принята в качестве ведущей научной гипотезы.

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru