В. М. Мусатов пишет: «В. П. Машкевич много лет и труда посвятил вопросу документального подтверждения факта появления у
нас русского строя гитары. Когда он убедился, что это ему уже не удастся, он с горечью пишет своему другу М. П. Папченко в Орджоникидзе:
“…почему семиструнная гитара называлась польской? Я не знаю ни одного поляка в XVIII и начале XIX века, играющего на семиструнной гитаре /м.
б. только Свентицкий, издававший в 1803 году в Москве гитарный журнал/… Когда Русанов обратился к профессору Н. Ф. Финдейзену, историку музыки,
в письме с вопросом, нет ли у него каких-либо материалов по истории гитары в России, он ответил: “Нет...”… На заре семиструнной гитары в
России работали два чеха – Сихра и Гельд. Этим и ограничиваются наши познания о “польской гитаре”…» [7, с. 11].
Ничего не дали в этом плане и новейшие поиски
О. В. Тимофеева, который в период подготовки диссертации достаточно подробно изучал гитарную
литературу Польши того времени. Приведенные факты дискредитируют в аргументации
В. А. Русанова ссылку на словарь В. И. Даля. В Польше была распространена английская гитара,
имеющая шесть металлических струн и строй по двойному до-мажорному трезвучию. Только в смысле преемственности терцового принципа строя
русскую семиструнную гитару с соль-мажорным строем можно образно назвать «польской».
3. Справедливо критикуя
М. А. Стаховича за халатность в представлении цифровых данных, В. А. Русанов сам пропускает в печать несколько
досадных неточностей. Он ошибается в количестве струн (18 вместо 17) на гитаре самого известного в Европе российского гитариста XIX века Марка
Соколовского (1818–1883 гг.), а затем пишет: «…мы можем заключить, что гитара появилась въ Москве и Петербурге въ царствованіе императрицы
Елизаветы, въ начале семидесятыхъ годовъ XVIII столетія…» [11, c. 11]. Трудно предположить, что В. А. Русанов не знал периоды правления
Российских императоров (Елизавета Петровна умерла в 1761 году), так что это, безусловно, пропущенная описка.
Кроме этого, В. А. Русанов, в противоречие своему заявлению об отсутствии других свидетельств русского происхождения семиструнной
гитары, приводит мнение одного из лучших учеников М. Т. Высотского гитариста А. А. Ветрова (1819–1877 гг.): «Вотъ что пишет онъ въ письме
своемъ къ М. Н. Лопатину: “Семиструнная гитара – инструментъ, возникшій на почве русской музыки, а потому наиболее національный и исключительно
русскій, тогда какъ шестиструнная гитара, пришедшая изъ-за границы, возникла на почве испанской и итальянской музыки…”» [Там же, с. 15].
4. При изучении литературных источников, посвященных быту и творчеству российских цыган, авторы настоящей работы при содействии руководителя
известного интернет-проекта «Гитаристы и композиторы», вдумчивого и ответственного исследователя гитарной истории, доктора философии В. В. Тавровского
(род. 1959 г.) получили доступ к публикации М. И. Пыляева (1842–1899) «Цыганская старина» [9]. Очерк о цыганских традициях,
верованиях и занятиях, напечатанный в 1893 году в сборнике трудов «Вестника литературы и науки» как приложение к журналу «Всемирная
Иллюстрация», по всей видимости, оказался гитаристами незамеченным.
В разделе, посвященном московским цыганам, М. И. Пыляев пишет: «Въ Венгріи цыгане виртуозы на скрипке, у насъ на гитаре. Первый опытъ игры
на семиструнной гитаре сделал въ Вильне известный гитаристъ и композиторъ А. О. Сыхра въ 1793 году. Строй его гитары назывался тогда
польскимъ, а разладные строи – 1-й басъ С или Е (въ е-moll) – испанскимъ строемъ. Такъ что семиструнная гитара существуетъ уже ровно сто летъ»
[Там же, с. 66]. Сравнивая этот отрывок с приведенным ранее текстом М. А. Стаховича, можно предположить, что в его средней части при описании
строя М. И. Пыляев указанную публикацию использовал. Тем ценнее его точное указание года, в котором А. О. Сихра сделал в Вильно «первый
опытъ игры на семиструнной гитаре», так как у М. А. Стаховича этой даты нет.
Михаил Иванович Пыляев (1842–1899 гг.) – журналист и литератор, учился в Харьковском университете, опубликовал несколько крупных работ с
описанием быта и культуры российского общества конца XVIII – начала XIX века [8]. Все публикации М. И. Пыляева отличаются использованием живых
воспоминаний старожилов и привлечением огромного количества вспомогательного фактического материала из частных архивов, многие из
которых были впоследствии безвозвратно утрачены.
5. Завершает логическую цепочку исторических фактов информация доктора искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств России М. И.
Имханицкого. В разделе, посвященном русской семиструнной гитаре, он пишет: «В числе первых учеников А. О. Сихры следует также упомянуть
Василия Сергеевича Алферьева (1775 – ок. 1835 г.). Уже в 1797 году была издана его фантазия на тему русской народной песни “Чем тебя я
огорчила”...» [6, с. 103].
Чтобы сочинить пьесу и опубликовать ее на год раньше школы И. фон Гельда, В. И. Алферьеву надо было как минимум два-три года учиться.
Отсюда следует, что деятельность А. О. Сихры как преподавателя семиструнной гитары началась на позднее 1795 года, в то время как И. фон
Гельд до амнистии 12 декабря 1796 года был ограничен в свободе как осужденный за участие в Польском восстании. Предположение о том, что А.
О. Сихра жил в Москве с 1795 года, ранее высказывал В. П. Машкевич.
Анализ приведенных фактов позволяет сделать следующие выводы:
1. Аргументация В. А. Русанова в широко распространенной впоследствии версии польского происхождения семиструнной гитары по всем пунктам либо
противоречит другим обоснованным фактам, либо носит характер документально не подтвержденных предположений.
2. Версия М. А. Стаховича с уточнением М. И. Пыляева, согласно которой А. О. Сихра изобрел русскую семиструнную гитару в 1793 году, должна быть
принята в качестве ведущей научной гипотезы. |