ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки, культуро­логия и искусствоведение. Вопросы теории и практики»

Тихонравова А.В., Тихонравов С.Н.

ТРИ ВЕРСИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

   3. Версия О. В. Тимофеева о приоритетности в изобретении русской семиструнной гитары И. фон Гельда, главным аргументом которой выступает школа, напечатанная в 1798 году, опровергается фактом существования более ранней публикации В. И. Алферьева, являющегося учеником А. О. Сихры.

   4. Только в качестве предположения на основании известных в настоящее время документов может быть высказана мысль о возможности изобретения семиструнной гитары И. фон Гельдом параллельно и независимо от А. О. Сихры, но никак не ранее окончания военных действий в Польше по подавлению восстания под предводительством А. Т. Б. Костюшко в октябре 1794 года.

   5. На аналогичное место в истории теоретически может претендовать и Иосиф Каменский, так как пока не удалось найти сведений о том, что он учился у А. О. Сихры или И. фон Гельда. Однако в этом случае для уверенного суждения нужны более веские доказательства, ибо, будучи профессиональным гитарным «профессором», он вполне мог самостоятельно освоить до достаточного уровня строй семиструнной гитары за несколько месяцев, ознакомившись с нотами В. С. Алферьева и пособием И. фон Гельда.

   6. Для дальнейших исследований в этой области было бы чрезвычайно важным выяснить, не находился ли офицер И. фон Гельд с 22 апреля по 11 августа 1794 года в захваченном повстан­цами Вильно, где жил А. О. Сихра, который к тому времени, по свидетельству М. И. Пыляева, уже год упражнялся в игре на семиструнной гитаре терцового строя.

Список литературы
 
1. Вольман Б. Л. Гитара в России. Л.: Музгиз, 1961. 177 с.
2. Ганеев В. Р. Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса: дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2006. 185 с.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Издательская группа «Прогресс»; Универс, 1994. Т. 1. А– З. 91 2 с.
4. Иванов М. Ф. Русская семиструнная гитара. М.– Л.: Музгиз, 1948. 148 с.
5. Ильгин К. В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2003. 150 с.
6. Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. 370 с.
7. Мусатов В. Краткий очерк по истории развития русского гитаризма (машинопись). Орджоникидзе, 1984. 110 с.
8. Пыляев М. И. Старый Петербургъ. Разсказы изъ былой жизни столицы. С.- Петербургъ: Тип. А. С. Суворина, 1889. 497 с.
9. Пыляев М. И. Цыганская старина: очеркъ // Сборник трудов « Вестника литературы и науки» (приложеніе къ журналу «Всемірная Иллюстрація»). 1893. Т. XIX. Iюль-сентябрь. С. 58–67.
10. Рехин И. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2004. № 2. С. 22–23.
11. Русанов В. Гитара в России. М., 1901. 64 с.
12. Стахович М. А. Очеркъ исторіи семиструнной гитары. Сихра – Аксеновъ – Высотскій // Москвитянинъ: учено-литературный журналъ. 1854. Т. 4. № 13. С. 1–17.
13. Стахович М. А. Продолженіе исторіи семиструнной гитары (письмо къ А. А. Григорьеву). Современные гитаристы // Москвитянинъ: учено-литературный журналъ. 1855. Т. 5. № 15–16. С. 226–238.
14. Субота А. В. Эволюция гитары в музыкальной жизни России конца ХVIII – начала XIX века (социокультурный и органологический аспекты) // Вестник Международного славянского ун-та. Серия « Искусствознание». 2006. Т. 9. № 1. С. 41–51.
15. Ширялин А. Поэма о гитаре. М.: Молодежная эстрада, 1994. 160 с.
16. Timofeyev O. V. The Golden Age of the Russian Guitar: Repertoire, Performance Practice, and Social Function of the Rus-sian Seven–String Guitar Music, 1800–1850: dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department of Music in Graduate School of Duke University. Durham, 1999. 584 р.


THREE VERSIONS OF THE RUSSIAN SEVEN-STRINGED GUITAR ORIGIN

Tikhonravova Anna Valer'evna
Kharkiv State Academy of Culture, Ukraine
Tihonravov@yahoo.com

Tikhonravov Sergei Nikolaevich, Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor
Charitable Foundation of Culture and Arts Development of Ukraine
Tihonravov@yahoo.com

The authors, basing on the analysis of the existing versions, involving newly discovered historical evidence, come to the conclusion about the groundlessness of the widespread assumptions about the Polish origin of the Russian third pitch seven-stringed guitar, and prove that M. A. Stakhovich’s version with M. I. Pylyaev’s elaborations, according to which A. O. Sikhra invented the Russian seven-stringed guitar in 1793, should be adopted as the leading scientific hypothesis.

Key words and phrases: guitar; seven-stringed guitar; the Russian guitar; guitar pitch; third pitch; origin versions; A. O. Sikhra; I. von Held.
 

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru
return_links(); ?>