ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

 

Борис Николаевич ЛАРИН

УРОКИ
КАМИЛЛА АРТУРОВИЧА ФРАУЧИ

В ГОСТЯХ У
ФЕЛИКСА АКОПОВА
 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


   Потом он решил показать мне свои старые инструменты, ждущие реставрации. Там была уже упомянутая резная кленовая гитара с большой трещиной в верхней деке, восьмиструнная палисандровая гитара, гитара Анатолия Ивановича. Наконец он достал резную палисандровую гитару и дал мне на ней поиграть. По его словам, он потратил на неё вдесятеро больше времени, чем на обычную, но таки доказал, что резной инструмент может хорошо звучать. Гитара действительно выглядит как шедевр резьбы по дереву, прямо хоть сейчас в музей можно отдать. Звук поначалу не произвёл на меня сильного впечатления, потому что я люблю басы погуще, дисканты позвончее, то, что профи называют несбалансированным звучанием. Эта гитара выдаёт абсолютно сбалансированный звук во всём диапазоне. Поиграв немного на ней, я понял, что это мне тоже нравится, и попробовал сыграть прелюдию Баха. Так вот Бах на этой гитаре звучит просто волшебно. И это при моём корявом звукоизвлечении двумя пальцами! Хороша гитара, действительно, и чем больше на ней играешь — тем больше нравится.
   Кстати, я удивил его игрой двумя пальцами. Начали вспоминать подобные случаи, я ему про Джанго Рейнхардта рассказал, у которого на левой руке только два пальца двигались. У Акопова тоже был знакомый с травмой правой руки, и не двигающимися пальцами, но тот играл медиатором.

   Мозаика суждений Ф. Р. по разным темам. Воспроизвожу не буквально, а по смыслу.
   Орехов как никто другой мог выжимать из инструмента всё возможное. Как жаль, что его уже нет с нами. Обидно, что он и многие другие испортили себе жизнь водкой. И мне самому она дорого обошлась.
   Самому Орехову некогда было писать свои обработки на бумаге. Вот ему всякие разные и приносили то, что снимали с его рук, а он подписывал.
   Почему я не делаю гитар из кедра? Делаю, но редко, всё-таки не моё это дерево.
   У меня очень хороший материал. Пружины, например, делаю из 200-летнего дерева. Когда в Москве ломали старый дом, а по реестру ему было 160 или 170 лет, то там нашлось еловое бревно. Я его купил и с тех пор все пружины на моих гитарах из него делаю. Сейчас уже немного осталось, но, наверно, хватит до конца...
   Всё дорожает ужасно. Дерево, механика, химия, струны. Раньше за зиму зарабатывал так, что на лето хватало и ещё оставалось, а теперь если бы не запасы материала, то не знаю, что и делать...
   Многие сейчас гонятся за громкостью звука. Но для гитары важнее тембр, красота звучания. Поэтому я не делаю системы с двойными деками, мембранами. У меня собственная схема пружин веера, в которой расстояния между пружинами разные и он несимметричен относительно оси гитары. Это увеличивает количество частот резонанса и делает звук более ровным. На моих гитарах нет "волчков", потому что в звуке каждой ноты присутствуют частоты от разновеликих участков деки ограниченных пружинами.
   Для гитары нужна полётность больше, чем громкость. Полётность это когда гитару слышно в любой точке зала, а не только на первых пяти рядах. Далеко не всегда громкий звук означает полётность инструмента. Конечно, можно воспользоваться микрофоном, но настоящие профес­сионалы предпочитают обходиться без электроники, всё-таки она искажает истинный звук гитары.
   Можно сделать гитару с очень тонкими деками. Я такую даже сделал Иванову-Крамскому. Звучала фантастически, но только неделю... Потом дека прогнулась и звук пропал. У инструмента должна быть достаточная прочность заложена, на долгие года.
   Что ни говори, а Иванов-Крамской в своё время был лучшим гитаристом в Союзе.
   Я начинал учиться играть на гитаре самоучкой, ноты тоже сам выучил. Потом мне подсказали, что Иванов-Крамской делает набор в студию. Прихожу туда, а там человек двести собралось. Можно сейчас такое себе представить? Двести человек! Вот какая тяга была к инструменту...
   Сейчас как-то мало гитаристов мне нравятся. Очень много таких, что слушаешь — треск один, а музыки нет. Мода какая-то на технику. Слушал фестиваль "Виртуозы гитары" и всё вот так как-то, с треском... Вот, пожалуй, Дмитрий Илларионов нравится.
   Очень хорошо, что Нугманов в Карнеги-холле играл вещи Иванова-Крамского, надо больше играть нашу музыку, и на самом высоком уровне тоже.

   Время быстро летит. Просидел я у Феликса Робертовича больше трёх часов, сам не заметил как. За разговорами, за гитарой. И теперь с нетерпением жду новой встречи с этим замечательным человеком…

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru