ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Большая российская энциклопедия, том 7

Большая российская энциклопедия, том 7

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ «ГИТАРА»
В «БОЛЬШОЙ РОССИЙСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»
2007 ГОД

 


«Большая российская энциклопедия» : в 30 (35) т. Том 7 : Гермафродит –  Григорьев. /
Науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.) [и др.]; Отв. ред. С. Л. Кравец. – М. : «Большая рос. энциклопедия», 2007.

 

Разновидности современной гитары

  ГИТАРА (испанский — guitarra, от древнегре­ческого κιθάρα), струнный щипковый музыкаль­ный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Характерны 8-образная форма корпуса, плоские деки, круглое резонаторное отверстие в центре верхней деки, ладки на грифе, 6 струн. На­стройка: «ми» — «ля» большой — «ре» — «соль» — «си» малой — «ми» 1-й октавы. Нотируется в скрипичном ключе октавой выше реального зву­чания.
  Гитара Появилась в Европе в 15 веке, основной инструмент-предшественник — виуэла. Название утвердилось не сразу, размеры и строй с течением времени претерпевали значительные изменения. В 16 веке наиболее популярной была разновидность с 4 удвоенными струнами — так называемая четырёххорная; типичная настройка — большая терция в окружении кварт. Нижняя пара струн (басовый хор) могла настраиваться в октаву. Репертуар ренессансной гитары состоял из импровизаций на темы танцев, аккомпане­мента к песням, сольных виуэльных фантазий в полифоническом стиле. Для гитары сочиняли испанцы А. Мударра, М. де Фуэнльяна, италь­янские, французские, английские композиторы. Первые сборники с пьесами для гитары (запись в виде табулатуры) изданы в середина 16 века.
  С конца 16 века основной разновидностью стал пятихорный инструмент (9 струн, верхняя один­арная; бас настроен в октаву), распространив­шийся под названием «гитара» или «испанская гитара». Основной тип настройки: 2 кварты — большая терция — кварта. В труде К. Амата «Guitara espanola...» (1-е не сохранившееся издание — 1596) впервые упомянута абсолютная высота верхней струны — «ми» 1-й октавы (впоследствии стало нормой). Характерно ис­пользование так называемого ломаного строя, при котором нижние струны оказывались зву­чащими выше средних (в одном или двух басовых хорах убирали нижнюю струну). Для записи гитарной музыки широко использовалась буквенная система — так называемый алфавит (итальянский alfabeto). На барочной гитаре ис­полняли сольные пьесы и аккомпанемент к песням и ариям, её широко использовали в пар­тии бассо-континуо. Среди мастеров: А. Стради­вари, И. Тильке, М. Селлас, Р. Вобоам. Среди ги­таристов и композиторов — итальянцы Дж. Фос­карини, А. Бартолотти, Ф. Вальдамбрини, Д. Пел­легрини, Л. Ронкалли, Ф. Корбетта, французы А. Карре, Р. де Визе, испанцы Г. Санс (автор «Руководства по игре на испанской гитаре», 1674), Ф. Гуэрау, С. де Мурсия. Пятихорная гитара сохраняла ведущее положение до конца 18 века.
  С 1780-х годов началось распространение по всей Европе гитары современного типа — с 6 одинарными струнами и фиксированным строем (добавлена нижняя струна — «ми» большой октавы). Окончательно современный тип сло­жился  к  середине 19 века (мастер А. де Торрес

Хурадо).  В  качестве  виртуозного  концертного инструмента (репертуар включает концерты, многие пьесы — вариации, этюды, фантазии, транскрипции; камерные ансамбли) гитары более всего использовалась в Испании и Италии, самые значительные гитаристы 1-й половины 19 века — Д. Агуадо (автор «Школы игры на гитаре», 1825), Ф. Сор (автор «Школы для гитары», 1830), М. Джулиани. Начавшееся в 1870-е годы движение за возрождение национальной куль­туры Испании способствовало подъёму гитарного искусства; на него оказала мощное влияние народная музы­кальная традиция (канте хондо, кан­те фламенко). Крупнейшие классические гита­ристы конца 19-20 века: испанцы Ф. Таррега, М. Льобет, Э. Пухоль Вилларуби, Р. Санс де ла Маса, А. Сеговия, аргентинка М. Л. Анидо; наиболее известный российский гитарист — А. М. Иванов-Крамской. Для гитары писали Э. Вила-Лобос, М. Кастель­нуово-Тедеско, И. Альбенис, Э. Гранадос, М. де Фалья, Ф. Морено-Торроба, Х. Турина, М. Понсе, Х. Родриго.
  С 20 века гитара распространена как инстру­мент эстрадного и бытового музицирования во многих странах мира, повсеместно — в Европе, Северной, Центральной и Латинской Америке. На её основе появилось множество местных разно­видностей: куатро, гитаррон, чаранго (все — в Латинской Америке), филиппинская гитара, вьетнамская гитара, укулеле (Гавайи), мохан-вина (Индия) и др. В 18 веке в Россию была завезена 5-струнная гитара испанского строя. В России в 19 — середине 20 века была популярна 7-струнная, так называемая русская, гитара (настройка по звукам соль-мажорного кварт­секстаккорда); в числе исполнителей-виртуозов и композиторов — А. О. Сихра, С. Н. Аксёнов, М. Т. Высотский, в числе мастеров - И. А. Батов, И. Я. Краснощёков, Р. И. Архузен.
  В некоторых стилях джаза, рок-музыки используется так называемый вестерн-гитара. Со 2-й половины 20 века широчайшее распро­странение приобрели разновидности электро­гитары.

  Лит.: Иванов М. Русская семиструнная гитара. М.; Л., 1948; Вольман Б. Л. Гитара в России. Л., 1961; он же. Гитара и гитаристы. Л., 1968; Bellow А. The illustrated history of the guitar. N. Y., 1970; Turnbull Н. The guitar from the Renaissance to the present day. L., 1974; Klier J., Hacker Klier /. Die Gitarre: ein Instrument und seine Geschichte. Bad Schussenried, 1980; Wade G. Traditions of the classical guitar. L., 1980; Tyler J. The early guitar: а history and handbook. L., 1980; Denyer R. The guitar handbook. L., 1982; Schneider J. The contemporary guitar. Berk., 1985; Seeger F. Gitarre: Geschichte eines Instruments. В., 1986; Рaffgen Р. Die Gitarre: Grundzuge ihrer Entwicklung. Mainz u.а., 1988; Huber J. The development of the modern guitar. Westport, 1991; Dausend G. М. Die Gitarre im 16. bis 18. Jahrhundert. Dusseldorf, 1992; Brill Н. G. Die Gitarre in der Musik des XX. Jahrhunderts. Кoln, 1994; Monno J. Die Barockgitarre: Darstellung ihrer Entwicklung und Spielweise. Мunch., 1995; Sandberg L. The acoustic guitar guide. N. Y.; L., 2002; The classical guitar: а complete history / Ed. J. Morrish. L.; S. F., 2002.

 
 
Рейтинг@Mail.ru