ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ «ГИТАРА»
В 3-ем ИЗДАНИИ «БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»
1971 ГОД


Вольман Б. Л. Гитара
«Большая советская энциклопедия» : в 30 т. Том 6 : Газлифт - Гоголево. /
гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – Москва : Изд. «Сов. энциклопедия», 1971. – Стр. 570-571.

 

  ГИТАРА (исп. guitarra, итал. chitarra, франц. guiterne, guitare, англ. gittern, guitar; перво­источник: греч. kithara — кифара, цитра) струн­ный щипковый инструмент. Состоит из корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками, из которых верхняя имеет посередине круглое резонаторное отверстие, шейки с гри­фом, снабженным ладами, и головки с колками. Струны применялись первоначально жильные, позднее металлические и нейлоновые. В 13 в. в Испании пользовалась известностью Г. с 4 двой­ными струнами. В 17 в. Г. с 5 двойными струнами под названием «испанской» получила распро­странение в Италии и др. европейских странах, а также в Америке. Особую популярность в Европе Г. приобрела в середине 18 в. К этому времени вместо 5 двойных струн стали приме­нять 6 одинарных, установился квартово-тер­цовый строй. В России, отчасти и в Польше, ве­дущее положение заняла 7-струнная Г. терцо­вого строя (т. н. русская Г.). Изготовлялись также Г. с большим количеством струн (с доба­вочными басами). Г. применяется главным обра­зом для аккомпанемента пению, а также в камерных ансамблях и для сольной игры.

В ряде стран она стала народным инструментом. Для Г. писали Н. Паганини, а также ряд видных композиторов 20 в. — М. де Фалья, Э. Вила Лобос и др. Среди выдающихся зарубежных гитаристов — М. Джулиани (Италия), Ф. Сор, Ф. Таррега, А. Сеговия (Испания), М. Л. Анидо (Аргентина), оте­чественных — А. О. Сихра, М. Т. Высоцкий, М. Д. Соколовский, А. М. Иванов-Крамской. Гитаристы-виртуозы с успехом выступают на эстраде с сольными концертами.
  Особые разновидности Г. — появившиеся в 20 в. гавайская, на которой играют специальным плектром, держа Г. плашмя на коленях и прижи­мая струны к грифу металлической пластинкой, и оркестровая, или джаз-Г., с эфами, как у скрип­ки, также рассчитанная на звукоизвлечение плектром.

  Лит.: Лит.: Иванов М., Русская семиструнная гитара, М.—Л., 1948; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961; его же, Гитара и гитаристы, Л., 1968; Buek F., Die Gitarre und ihre Meister, 3. Aufl., B., [1952]; Pujol E., La guitarra у su historia, B. Aires, [1932]; Powrozniak J., Gitara od A do Z, [Kr., 1966].

Б. Л. Вольман.

 
 
Рейтинг@Mail.ru