ГИТАРА — струнный щипковый музыкальный инструмент. Принадлежит к лютневому
семейству. Первые упоминания о Г. относятся к 14–15 вв. (Испания). Ранние типы Г. имели 4 или 5 струн (иногда двойных). Современная Г. имеет 6 или 7 струн, иногда добавочные басовые
струны (обычно 3–4), расположенные на дополнительном грифе или вне грифа. Корпус Г. напоминает фигуру восьмёрки, деки плоские, гриф снабжён ладами. Изредка встречаются и другие разновидности Г., напр. 17 струнная
Г. с 2 грифами. При игре Г. опирается вырезом на левое колено. Особой разновидностью является гавайская Г. (кладётся плашмя на оба колена, имеет 6 струн, играют на ней плектром, прижимая струны металлич.
пластинкой).
С конца 16 в. широкую популярность приобрела 6-струнная (испанская) Г., позднее распространившаяся по всей Европе и Америке. Возникла обширная музыкальная литература для Г. (особенно в 18 и 19 вв.).
Крупными гитаристами-исполнителями и композиторами в Испании были: Д. Агуадо (1784–1849), Ф. Сор (1778–1839), Ф. Таррега (1854–1909), в Италии — М. Джулиани (1780–1840)
и др. В России 6-струнная Г. появилась во 2-й половине 18 в., но вначале она мало привилась здесь. Интерес к ней возрос с середины 19 в.: среди ее поборников в России были выдающиеся концертные исполнители на Г. —
М. Д. Соколовский (1818–83) и др. В 1856 русский гитарист Н. П. Макаров (1810–90) организовал в Брюсселе международный конкурс на лучшую Г. и на лучшее сочинение для неё.
В конце 18 в. появилась 7-струнная (русская) Г. Обладая более простым строем, 7-струнная Г. прочно вошла в музыкальный быт (особенно городской) и стала одним из наиболее излюбленных музыкальных
инструментов для сопровождения пения и для сольной игры (вариации на темы русских песен, фантазии, прелюдии и т. п.), укоренилась также в цыганских хорах. Выдвинулось много замечательных виртуозов и
композиторов - гитаристов: А. О. Сихра (1773– |
1850) — первый классик 7-струнной Г., С. Н. Аксёнов (1784–1853), М. Т. Высотский (ок. 1791–1837), В. И. Морков (1800–64), А.
П. Соловьев (1856–1911) и др. Превосходные Г. делали русские мастера — И. А. Батов (1767–1841), И. Я. Краснощёкое (1798–1875), И. Ф. Архузен
(1795–1870), Р. И. Архузен (1844–1920), М. В. Ерошкин (1870–1922) и др.
Первый русский нотный журнал для 7-струнной гитары (А. Свентицкого) появился еще в 1802 в Москве, позднее А. О. Сихра выпускал такой же журнал в Петербурге (1820–29). Со времени учреждения
Интернационального союза гитаристов (1899) в различных странах начали выходить журналы, посвященные вопросам гитарного искусства. Первый русский
литературно-музыкальный журнал по Г. «Гитарист» (с 1904) был основан В. А. Русановым (1866–1918) (см.
«Аккорд»).
В СССР на Г. (преимущественно 7-струнной, отчасти 6-струнной) играют
миллионы музыкантов-любителей, а также профессионалы-мастера. Г. используется в кружках музыкальной самодеятельности, ансамблях и оркестрах (вместе с мандолинами). Игру на Г. преподают в музыкальных учебных
заведениях. В больших тиражах издаются ноты для гитаристов. Видными советскими гитаристами являются: П. С. Агафошин (1874–1950), В. М. Юрьев (р. 1881), П. И. Исаков (р. 1880), М. Ф. Иванов (р. 1889),
А. М. Иванов-Крамской (р. 1912) и др. Изданы школы: для 7-струнной Г. — М. Ф. Иванова (1948), для 6-струнной Г. — П. С. Агафошина (1938).
Лит.: Иванов М., Русская семиструнная гитара. М.–Л., 1948; Стахович М., История семиструнной гитары, СПБ, 1864; Русанов В. А., Гитара в России, М., 1901; Заяицкий С. С., Интернациональный Союз
гитаристов, м., 1902; Русанов В., М. Т. Высотский, русский гитарист-виртуоз, композитор народных песен, М., 1899; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W.,1927; Prat D., Diccionario de guitarras,
guitarristas, guitarreros, Buenos Aires, [1937]; Pujol E., La guitare, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conservatoire. Fondateur A. Lavignac, p. 2 — Technique instrumentale, P., 1927. |