ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Большая советская энциклопедия, 2-е изд.

Титульная страница "Большой сов. энцикл.", 2-е изд., т. 11.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬЯ «ГИТАРА»
ВО 2-ом ИЗДАНИИ «БОЛЬШОЙ СОВЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»
1952 ГОД

Статья "Гитара" в БСЭ, 2-е изд., 1952.


[Ларин А. Я.] Гитара
«Большая советская энциклопедия» : в 50 т. Том 11 : Германик – Голубь. /
гл. ред. Б. А. Введенский. – 2-е изд. – [М.] : Гос. науч. изд-во «Большая сов. энциклопедия», 1952. – Стр. 452-453.

 

  ГИТАРА — струнный щипковый музыкальный инструмент. Принадлежит к лютневому семей­ству. Первые упоминания о Г. относятся к 14–15 вв. (Испания). Ранние типы Г. имели 4 или 5 струн (иногда двойных). Современная Г. имеет 6 или 7 струн, иногда добавочные басовые струны (обычно 3–4), расположенные на дополнитель­ном грифе или вне грифа. Корпус Г. напоминает фигуру восьмёрки, деки плоские, гриф снабжён ладами. Изредка встречаются и другие разно­видности Г., напр. 17 струнная Г. с 2 грифами. При игре Г. опирается вырезом на левое колено. Особой разновидностью является гавайская Г. (кладётся плашмя на оба колена, имеет 6 струн, играют на ней плектром, прижимая струны металлич. пластинкой).
  С конца 16 в. широкую популярность при­обрела 6-струнная (испанская) Г., позднее рас­пространившаяся по всей Европе и Америке. Возникла обширная музыкальная литература для Г. (особенно в 18 и 19 вв.). Крупными гита­ристами-исполнителями и композиторами в Испании были: Д. Агуадо (1784–1849), Ф. Сор (1778–1839), Ф. Таррега (1854–1909), в Италии — М. Джулиани (1780–1840) и др. В России 6-струнная Г. появилась во 2-й половине 18 в., но вначале она мало привилась здесь. Интерес к ней возрос с середины 19 в.: среди ее побор­ников в России были выдающиеся концертные исполнители на Г. — М. Д. Соколовский (1818–83) и др. В 1856 русский гитарист Н. П. Макаров (1810–90) организовал в Брюсселе междуна­родный конкурс на лучшую Г. и на лучшее сочи­нение для неё.
  В конце 18 в. появилась 7-струнная (русская) Г. Обладая более простым строем, 7-струнная Г. прочно вошла в музыкальный быт (особенно го­родской) и стала одним из наиболее излюб­ленных музыкальных инструментов для сопро­вождения пения и для сольной игры (вариации на темы русских песен, фантазии, прелюдии и т. п.), укоренилась также в цыганских хорах. Выдвинулось много замечательных виртуозов и композиторов - гитаристов:  А. О. Сихра  (1773–

1850) — первый классик 7-струнной Г., С. Н. Ак­сёнов (1784–1853), М. Т. Высотский (ок. 1791–1837), В. И. Морков (1800–64), А. П. Соловьев (1856–1911) и др. Превосходные Г. делали рус­ские мастера — И. А. Батов (1767–1841), И. Я. Краснощёкое (1798–1875), И. Ф. Архузен (1795–1870), Р. И. Архузен (1844–1920), М. В. Ерошкин (1870–1922) и др.
  Первый русский нотный журнал для 7-струнной гитары (А. Свентицкого) появился еще в 1802 в Москве, позднее А. О. Сихра выпускал такой же журнал в Петербурге (1820–29). Со времени учреждения Интернационального союза гитарис­тов (1899) в различных странах начали выходить журналы, посвященные вопросам гитарного искусства. Первый русский литературно-музы­кальный журнал по Г. «Гитарист» (с 1904) был основан В. А. Русановым (1866–1918) (см. «Аккорд»).
  В СССР на Г. (преимущественно 7-струнной, отчасти 6-струнной) играют миллионы музыкан­тов-любителей, а также профессионалы-мастера. Г. используется в кружках музыкальной само­деятельности, ансамблях и оркестрах (вместе с мандолинами). Игру на Г. преподают в музыкаль­ных учебных заведениях. В больших тиражах изда­ются ноты для гитаристов. Видными советскими гитаристами являются: П. С. Агафошин (1874–1950), В. М. Юрьев (р. 1881), П. И. Исаков (р. 1880), М. Ф. Иванов (р. 1889), А. М. Иванов-Крамской (р. 1912) и др. Изданы школы: для 7-струнной Г. — М. Ф. Иванова (1948), для 6-струнной Г. — П. С. Агафошина (1938).

  Лит.: Иванов М., Русская семиструнная гитара. М.–Л., 1948; Стахович М., История семиструнной гитары, СПБ, 1864; Русанов В. А., Гитара в России, М., 1901; Заяицкий С. С., Интернациональный Союз гитаристов, м., 1902; Русанов В., М. Т. Высотский, русский гитарист-виртуоз, композитор народных песен, М., 1899; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W.,1927; Prat D., Diccionario de guitarras, guitarristas, guitarreros, Buenos Aires, [1937]; Pujol E., La guitare, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conservatoire. Fondateur A. Lavignac, p. 2 — Technique instrumentale, P., 1927.

 
 
Рейтинг@Mail.ru