ГИТАРА
(испан. guitarra, от греч. kithara), струнный музыкальный инструмент с грифом, постоянными ладами и резонансным ящиком, имеющим плоское дно и
вогнутости на боках верхней и нижней деки инструмента. У Г. круглый голосник (см.) на верхн. деке и кишечные струны, из которых более тонкие
обмотаны металлич. канителью. Происхождение Г. до сих пор точно не выяснено. Но по всей Европе Г. распространилась, по-видимому, из
Испании, где она была известна (у мавров) уже в первой половине ср. вв. В Россию Г., вместе с мандолиной, была занесена из Италии в середине 18
века. Г. того времени была 4- или 5-струнная. В конце 18 в. в России появилась и 6-струнная (современная нам) Г., в начале 19 в. ставшая
довольно модным инструментом среди известных слоев рус. общества, преимущественно среди военной аристократии. Одновременно с ней получила
широкое распространение и среди гитаристов-виртуозов и в быту 7-струнная Г., усовершенствованная знаменитым рус. гитаристом А. О. Сихрой
(1773-1850). Лучший гитарный мастер в России Краснощеков умер в 1875. Расцветом популярности Г. следует считать 30-е годы 19 века, когда
издавались под редакцией упомянутого А. О. Сихры специальные журналы для Г., в к-рых помещались пьесы из тогдашних модных опер, романсы, танцы и
проч. Но уже в 70-х годах 19 века начался упадок гитарной музыки; Г. вытеснило фортепиано. В народные массы Г. не проникла, |
потому что этот салонный инструмент совершенно чужд хоровой
полифонической песне русского крестьянства. Гитара является обязательным аккомпанирующим инструментом в т. н. "цыганской музыке" (цыганск.
хорах). Современная нам семиструнная Г. имеет следующий строй:
Несмотря на объемистость этой хроматической скалы, Г. не обладает
особенным богатством музыкальн. возможностей. Даже лучшие исполнители обычно не выходят из области модуляций в ближайшие родственные строи.
Поэтому Г. служит, гл. обр., в качестве инструмента, аккомпанирующего пению.
Из самоучителей игры на Г. укажем: Сихра А., Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары, 5 изд., СПБ, s. a.; Соловьев
А. П., Школа для семиструнной гитары, М., 1896; Деккер-Шенк И., Новый самоучитель для семиструнной гитары по цифровой семилинейной системе,
М., 1895; Зарубин В. С., Начальная школа для семиструнной гитары, 2 изд., Екатеринослав, 1905.
Лит.: Русанов В. А., Гитара и гитаристы. Исторические очерки. Гитара в России, Москва, 1901; Фаминцын А. С., Домра и сродные ей инструменты
русского народа, Петербург, 1891; Агафошин П., Новое о гитаре, М., 1928; Schrön E., Die Guitarre und Ihre Geschichte, Leipzig, 1879; Sachs C.,
Real. Lexikon der Musikinstrumente, Berlin, 1913.
В. Пасхалов. |
Коротко об авторе:
ПАСХАЛОВ, Вячеслав Викторович (1873–1951) — советский музыковед, этнограф. Доктор искусствоведения (1944). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). Сын композитора Виктора Никандровича Пасхалова. Окончил в
1896 году историко-филологический факультет Московского университета (отделение русской словесности), в 1910 – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу композиции. С
1900 года сотрудник нотного отделения Румянцевского музея, член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1916–1917 гг. преподаватель Московской народной
консерватории. В 1918–1928 гг. заведующий нотным отделом Библиотеки им. В. И. Ленина. С 1921 г. действительный член и руководитель этнографической секции ГИМНа (Государственного института музыкальной
науки). В 1927-29 гг. доцент Московской консерватории (читал курс музыкальной этнографии). Занимался изучением и пропагандой народного творчества. Опубликовал множество статей по вопросам истории музыки,
фольклористики. Автор музыкальных произведений, в том числе для оркестра – "Остров сирен" (1923), "Крымская сюита" (1931), "Этнографическая сюита"
(1933), струнного квартета (1938), романсов, хоров. Обработал ряд народных песен.
|