|
Гитары и гитаристы. Исторические очерки В. А. РУСАНОВА. Гитара в России. Цена 60 коп.
И как вам, любезный читатель, не стыдно?! (Обращаюсь к читателю, играющему на гитаре). Висит у вас на стенке гитара уже который год,—
бряцаете вы на ней чуть не ежедневно, в часы досуга, изображая то грустные хохлацкие песни, то разухабистую веселую «барыню»,— а
ничего-то вы не знаете до сих пор о вашей семиструнной гитаре! Ай! ай!.. А между тем семиструнная гитара это такая вещь, такая вещь... Но лучше
предоставим г. Русанову, самому замечательному историку гитары в России,— порассказать нам о ней. Во 1-х, может быть, гитара была еще при дворе
Батыя, во 2-х, может быть и не была, и быть может, да и вернее всего, «что под греческим словом» — «κιθάρα (cythara, кифара) фигурировала целая
семья лютневидных инструментов». Так было дело в XIII в. Но это — в сторону. «Современный же историк гитары должен только констатировать те
исторические факты, что успехи семиструнной гитары совершенно оттеснили шестиструнную гитару в самом начале появления ее в России, что в
семиструнном составе она сделалась исключительно русским инструментом и что, по имеющимся статистическим данным (о!) нашего времени,
преобладание ее над шестиструнною гитарою сохранилось и до сего времени». Русанов, как и другие, по его свидетельству, гитаристы с
чувством глубоко удовлетворенного патриотизма говорят о семиструнной гитаре, как об инструменте, возникшем на почве русской музыки, а потому
наиболее национальном и исключительно русском,— «в то время как шестиструнная гитара, пришедшая из-за границы, возникла на почве
испанской и итальянской музыки, а потому инструмент наиболее космополитический». — В биографии А. О. Сихры (приложены и его портреты)
Русанов говорит, что «история блестящего периода семиструнной гитары и начинается и оканчивается именем Сихры»; заметьте при этом, что «фамилия — Сихра есть неправильный
перевод с польского Sychra; правильный перевод — Сыхра». Это необходимо вам знать, читатель, ибо дело идет не о простом гитаристе, а «о незабвенном для русской музыки человеке»,— «это
величайший представитель семиструнной гитары», имя его до сих пор стоит во главе русских гитаристов. «Это имя бессмертно. Таков удел гения!»—
Конечно, слава Богу, среди наших гитаристов не он один гений,— и Циммермана можно записать в гении, ибо он, как уверяет гитарист
Стахович, может служить надеждой и упованием, что русские гитаристы «не уступят никому в Европе», — он же говорит — «в произведениях нашего
гениального Высотского»— «преобладающим направлением семиструнной гитары остается все-таки записывание и разработка русских песен».— Все
это факты чрезвычайной важности! Словом, прочитывая эту книжку, с отрадою чувствуется, что Репетилов был совершенно не прав, утверждая,
будто водевиль есть вещь, а прочее все гиль!! Нет, нет! Сравнительно с семиструнной гитарой, с этим нашим русским национальным инструментом, на
котором играл даже Некрасовский Иван («Гитарист и соблазнитель деревенских дур»), — даже водевиль есть гиль! |