В декабре 2013 года исполнится 20 лет со дня выхода первого номера
возобновленного журнала «Гитаристъ» — преемника и продолжателя гитарного
журнала, основанного в 1904 году В. А. Русановым.
Горячо поздравляем коллектив журнала «Гитаристъ» и лично главного
редактора Валерия Дмитриевича Волкова с двадцатилетним юбилеем
возобновления издания журнала. В течение всех этих лет каждый новый
номер журнала с нетерпением ожидался многочисленными любителями гитары
как вестник последних новостей гитарной жизни страны, источник глубоких
материалов по истории нашего инструмента, вопросам преподавания и
гитарного репертуара, публикаций о его лучших представителях в
современной России и за рубежом.
Желаем всем сотрудникам редакции, авторскому коллективу и читателям
журнала дальнейших больших успехов в благородной деятельности
популяризации гитары, новых интересных материалов и благополучия, а
гитаристике страны — развития и процветания. Верим, что несмотря на
существующие трудности, журнал не только сохранит, но и упрочит
завоеванное им положение высококлассного профессионального музыкального
издания, свой высокий авторитет среди гитаристов-исполнителей,
педагогов, композиторов, пишущих для гитары, всех, кто любит этот
прекрасный инструмент.
В преддверии этого приятного события предлагаем нашим читателям,
по-видимому, самый первый отзыв на выход «Гитариста» , опубликованный в
1994 году в журнале "Читающая Россия".
И СНОВА «ГИТАРИСТЪ»
Гитара... Вряд ли найдется много людей, у которых бы с этим музыкальным
инструментом не были связаны самые разные ассоциации, музыкальные и
литературные, воспоминания личного жизненного опыта, всегда
эмоциональные, порой остро интимные. Взять хотя бы нашего современника,
человека среднего возраста: для него гитара — это и Гарсиа Лорка
(Lorca), поэзия которого воспроизводит неукротимые и грозные ритмы
фламенко, и барды 60-х, Галич, Окуджава, Визбор, это и Высоцкий,
которого невозможно представить без его яростной гитары. Это и кухонные
«посиделки» интеллигентов под гитару и водочку, и отблеск туристского
костра. И конечно же прелестные старинные романсы, цыгане.
Подвластны гитаре оказались и Бриттен, и Бах... Этот музыкальный
инструмент обожали и воспевали, а иногда и унижали, называя пошлым,
мещанским. И он неотъемлемая часть мировой музыкальной культуры,
создающий особенное настроение в человеческом общении.
Вот появился новый журнал — «Гитаристъ». Твердый знак здесь не дань
нынешней моде на все старинное: именно 90 лет назад — в 1904 году
—
вышел в Москве музыкально-литературный журнал под тем же названием, его
главным редактором был замечательный музыкант, педагог и пропагандист
игры на гитаре Валериан Алексеевич Русанов. До этого подобный журнал
издавался только в Мюнхене Интернациональным союзом гитаристов,
назывался «Гитарре Фройнд» — «Друг гитары», печатался на немецком языке
и имел большой успех среди любителей и ценителей гитары. Под разными
названиями «Гитаристъ» существовал до 1914 года. С тех пор не было
издания, посвященного интересам исключительно этого инструмента.
Учредителем нынешнего журнала являются его главный редактор
—
профессиональный гитарист Валерий Волков и издательская фирма "Руссико"
(Москва) — С. Румянцев и В. Устинов. Тираж 5 тыс. экз. с перспективой
его увеличения до 10 тыс. Периодичность издания — 4 выпуска в год (зима,
весна, лето, осень).
Так что же такое нынешний "Гитаристъ"? Его 64 полосы печатаются на
хорошей бумаге, обложка цветная и, если судить по первому номеру,
публикуются в нем редкие, оригинальные иллюстрации. На обложке этого
выпуска фото первого редактора старого «Гитариста» Валериана Русанова,
его памяти и посвящен номер.
Думается, тематика «Гитариста» будет познавательна и для профессионалов,
и для любителей. Особенно это касается материалов об истории русского и
зарубежного гитаризма. Так, в первом номере публикуются биографические
очерки И.Юрцева о Валериане Русанове, самого Русанова о русском
гитаристе-виртуозе, композиторе народных песен Михаиле Высотском,
статья Владимира Бобри о цыганских хорах старой России. Сам Бобри, чья
фотография с великим Андресом Сеговия (Segovia) иллюстрирует материал,
покинувший Россию в 1917 году, прославившийся в Нью-Йорке как мастер
настенной живописи, художественной рекламы и иллюстратор, стал одним из
основателей Общества классической гитары Америки, редактором и главным
художником журнала "Гитар Ревью", автором публикаций о гитаре и
неординарного подбора произведений для нее.
Но главный интерес и особенность «Гитариста» представляют материалы по
теории и практике игры на гитаре, по акустике инструмента, чертежи для
гитарных мастеров и конечно же нотное приложение, в основном — не
публиковавшиеся ранее ноты старинных и современных произведений.
Особое место редакция отводит разделу «Гитара и голос», который станет
теоретической и практической школой аккомпанемента (в основном русские
романсы и песни) на «шестиструнке» и «семиструнке». То есть журнал может
стать своеобразным "мастер-классом" и для профессионалов, и для
любителей. Уже в первом номере помещены практические указания
английского инструменталиста и теоретика гитары Терри Ашера и Павла
Иванникова, известного нашего исполнителя.
Один из своих номеров редакция предполагает целиком посвятить
легендарной Варе Паниной, опубликовав сборники романсов, бывших в ее
репертуаре. Его подготовил замечательный музыкант, исполнитель,
незаурядный композитор и педагог училища имени Гнесиных Лев
Александрович Менро, недавно ушедший из жизни. В сборник включены как
широко известные, так и забытые романсы, исполнявшиеся Варей Паниной.
Лев Менро долго и скрупулезно работал над составлением сборника,
неоднократно прослушивая полустершиеся записи, воссоздавая слова и
музыку, не прибегая к осовремениванию, новой аранжировке, он скорее
тщательно реставрировал музыку, одновременно доводя аккомпанемент до
нынешнего исполнительского уровня.
Естественно, читатели найдут в журнале информацию о конкурсах,
фестивалях гитары в России и за рубежом, о книгах, нотах и других фактах
музыкальной жизни.
О. К. |