ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Южно-Российский Музыкальный Альманах, 2013/2

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ)
ИМ. С. В. РАХМАНИНОВА


ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
2013'2 (13)
SOUTH-RUSSIAN MUSICAL ANTHOLOGY

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

     

А. Тихонравова
ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

A. Tikhonravova
HARMONIC POSSIBILITIES OF THE RUSSIAN SEVEN-STRING GUITAR


В статье приведены результаты исследования, посвященного гармоническим возможностям русской семиструнной гитары в сравнении с классической шестиструнной гитарой. Автор предлагает ввести в музыкознание широко используемый естественнонаучный термин "полиморфный" для уточнения определения типологии органологических признаков родственных модификаций и разновидностей музыкальных инструментов, принадлежащих к известным классификационным семействам. Доказано, что русская семиструнная гитара с терцовым строем существенно превосходит классическую шестиструнную гитару по количеству вариантов и удобству исполнения септаккордов.

Ключевые слова: гитара, семиструнная гитара, терцовый строй, септаккорды, полиморфизм, полиморфные музыкальные инструменты.

The article adduces the results of the study devoted to harmonic possibilities of Russian seven-string guitar in comparison with conventional six-string guitar. The author proposes to apply a widely used natural history the term "polymorphic" into the musicological vocabulary to clarify the definition of the typology signs of closely modifications and varieties of musical instruments belonging to the known classification families. It is proved that the Russian seven-string guitar with tertian tuning greatly exceeds the classical guitar in the number of options and ease of performance of seventh chords.

Key words: guitar, seven-string guitar, tertian tuning, seventh chords, polymorphism, polymorphic musical instruments.

Тихонравова Анна Валерьевна — соискатель Харьковской государственной академии культуры.
Tihonravov@yahoo.com

 

ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ

   Семиструнная гитара с терцовым строем появилась в русской культуре в последнее десятилетие XVIII века практически одновременно с европейской (классической) шестиструнной гитарой квартового строя [7]. Первые полвека стремительного развития нового музыкального инструмента характеризовались явным доминированием семиструнной гитары, которая более успешно адаптировалась к специфике городского фольклора и бытового музицирования того времени [10]. В указанный период российская гитарная исполнительская школа вполне соот­ветствовала европейскому уровню, а по некоторым аспектам его превосходила. Русский гитарист С. Н. Аксенов (1784-1853) первым использовал в концертной практике сложные флажолеты. Гениальный импровизатор М. Т. Высотский (1791-1837) задолго до Ф. Тарреги (1852-1908) применял тремоло, отличающееся от современного только последовательностью пальцев правой руки [1, 104]. Ему же принадлежит и наиболее раннее переложение произведения И. С. Баха для гитары [1, 346]. Педагог и композитор Д. Ф. Кушенов-Дмитриевский (1782-1835) в 1808 году описал важнейший прием современной гитарной техники — баррэ, на 17 лет опередив Д. Агуадо (1784-1849).
   В дальнейшем обе разновидности гитары существовали в России параллельно, однако в XX столетии семиструнная гитара, не выдержав конкуренции с классической шестиструнной (прежде всего, в плане репертуарного разнообразия), к началу 80-х годов оказалась почти полностью вытесненной из обихода.
   Актуальность работы обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена русской семиструнной гитары в проблемном поле современной музыкологии путем объективного исследования и освещения ее потенциальных возможностей.
   Строй семиструнной гитары (ре, си, соль, ре, си, соль, ре) инструмента гармонического назначения с последовательностью интервалов м. 3, б. 3, ч. 4, м. 3, б. 3, ч. 4 можно рассмат­ривать как естественный результат исторического развития отдельной ветви щипковых хордо­фонов терцового строя (барочной лютни, немецкой цистры, английской и португальской гитары).
 


© Тихонравова А. В., 2013.

Место первой публикации: «Южно-Российский музыкальный альманах. South-Russian musical anthology. Научный журнал»: Издание Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. — Ростов-на-Дону: РГК, 2013. — № 2 (13). — С. 55-59. Эл. адрес издания: www.rostcons.ru.

Текст статьи предоставлен автором и размещен на сайте "История гитары в лицах" с ее согласия.

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru