Автор исследования «Гитара в России» Б. Л. Вольман доказывал, что «в первой трети XIX века гитара
в России соперничала с фортепиано» и творчество крупнейших композиторов этого времени — Верстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и молодого Глинки — было теснейшим образом связано с ней.
Живописец пушкинской эпохи Г. Г. Чернецов, поставивший перед собой цель запечатлеть облики выдающихся деятелей отечественной культуры,
одновременно со своим известнейшим полотном, на котором перед нами предстают Пушкин, Жуковский, Крылов и Гнедич, создал картину «Сихра и Аксёнов». А. О. Сихра (1773—1850) и его ученик
С. Н. Аксёнов (1784—1853)
— крупнейшие петербургские гитаристы того времени. Начинали они свою деятельность в 1800-х годах в Москве. Андрей Осипович Сихра первым возвел игру на семиструнной гитаре до высокого профессионального уровня
и стал учителем множества замечательных гитаристов. Любимый его ученик Семен Николаевич Аксёнов направил искусство гитары в русло народно-песенной мелодики. «Семиструнка» с ее соль-мажорным строем
идеально подошла для этой цели. И в результате инструмент (точнее, его модификация), пришедший из Западной Европы, стал собственно русским и подлинно народным. В частности, именно «под аккомпанемент гитары,— писал
Б. Л. Вольман,— в первой трети XIX века пелись в городе все народные и близкие к ним песни».
В 1810—1830-х годах десятки даровитых профессиональных гитаристов, чьи имена дошли до нас, и многие тысячи безвестных любителей из самых
разных слоев общества сделали семиструнную гитару органической частью отечественной культуры и самой жизни. Это со всей ясностью запечатлено в мемуарах, разнообразных документах и художественных повествованиях того времени.
Самым выдающимся гитаристом эпохи стал ученик Аксенова Михаил Тимофеевич Высотский (1791—1837). Первой напечатанной его пьесой для гитары был марш в честь 1812 года «На бегство неприятеля из Москвы». Войдя в
московскую музыкальную и культурную жизнь, М. Т. Высотский сам стал одним из ее средоточий. Он учил играть на гитаре Антона Дельвига, дружил с поэтом Александром Полежаевым, наконец, не раз встречался с самим
Пушкиным, полюбившим гитару еще в лицее, где слушал игру своих сотоварищей Михаила Яковлева и Николая Корсакова — о его «гитаре сладкогласной» он упомянет впоследствии в стихах. Несколько позже М. Т.
Высотский давал уроки игры на гитаре юному Лермонтову, посвятившему его искусству восторженное стихотворение «Звуки»:
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя...
Наконец, нельзя не сказать и еще об одной заслуге Высотского. Он передал свое искусство знаменитым цыганским гитаристам и руководителям хоров Илье Осиповичу Соколову (1777—1848), который воспет
в стихах Пушкина и Дениса Давыдова, и его преемнику Ивану Васильевичу Васильеву (1810—1875). Цыганская музыка и пение развивались в России с конца XVIII века, но гитара поначалу вовсе не имела в музыке цыган того
господствующего и основополагающего значения, которое она обрела после встречи Соколова с Высотским (в Молдавии, откуда главным образом и пришли в Россию цыгане, они вообще не были знакомы с гитарой). Усвоив
коренные основы искусства Высотского, цыганские гитаристы внесли в манеру исполнения, по слову Аполлона Григорьева, «свой знойный страстный характер», и созданное ими ответвление отечественного искусства
семиструнной гитары дало богатые плоды. Вплоть до нашего времени гитаристы-цыгане хранили благоговейную память о М. Т. Высотском.
Но в чем же суть творчества Михаила Высотского, ставшего образцом, даже идеалом искусства гитары в России? Едва ли не главная основа этого творчества — органическое соединение, слияние глубоко жизненных,
уходящих корнями в душу народа мелодических начал с высшей музыкальной культурой. Творчество Высотского родилось на почве русских народных песен, многим из которых он
|