ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Журнал "Огонёк", 1985, № 43.

Вадим КОЖИНОВ

К 200-летию русской гитары

«ЧТО ЗА ЗВУКИ!
НЕПОДВИЖЕН ВНЕМЛЮ...»

Журнал «Огонёк»

 Москва: Изд. «Правда»
1985 • № 43 • 19-26 октября

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

   Автор исследования «Гитара в России» Б. Л. Вольман доказывал, что «в первой трети XIX века гитара в России соперничала с фортепиано» и творчество крупнейших композиторов этого времени — Верстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и молодого Глинки — было теснейшим образом связано с ней.
   Живописец пушкинской эпохи Г. Г. Чернецов, поставивший перед собой цель запечатлеть облики выдающихся деятелей отечественной культуры, одновременно со своим известнейшим полотном, на котором перед нами предстают Пушкин, Жуковский, Крылов и Гнедич, создал картину «Сихра и Аксёнов». А. О. Сихра (1773—1850) и его ученик С. Н. Аксёнов (1784—1853) — крупнейшие петербургские гитаристы того времени. Начинали они свою деятельность в 1800-х годах в Москве. Андрей Осипович Сихра первым возвел игру на семиструнной гитаре до высокого профессионального уровня и стал учителем множества замечательных гитаристов. Любимый его ученик Семен Николаевич Аксёнов направил искусство гитары в русло народно-песенной мелодики. «Семиструнка» с ее соль-мажорным строем идеально подошла для этой цели. И в результате инструмент (точнее, его модификация), пришедший из Западной Европы, стал собственно русским и подлинно народным. В частности, именно «под аккомпанемент гитары,— писал Б. Л. Вольман,— в первой трети XIX века пелись в городе все народные и близкие к ним песни».
   В 1810—1830-х годах десятки даровитых профессиональных гитаристов, чьи имена дошли до нас, и многие тысячи безвестных любителей из самых разных слоев общества сделали семиструнную гитару органической частью отечественной культуры и самой жизни. Это со всей ясностью запечатлено в мемуарах, разнообразных документах и художественных повествованиях того времени.
Самым выдающимся гитаристом эпохи стал ученик Аксенова Михаил Тимофеевич Высотский (1791—1837). Первой напечатанной его пьесой для гитары был марш в честь 1812 года «На бегство неприятеля из Москвы». Войдя в московскую музыкальную и культурную жизнь, М. Т. Высотский сам стал одним из ее средоточий. Он учил играть на гитаре Антона Дельвига, дружил с поэтом Александром Полежаевым, наконец, не раз встречался с самим Пушкиным, полюбившим гитару еще в лицее, где слушал игру своих сотоварищей Михаила Яковлева и Николая Корсакова — о его «гитаре сладкогласной» он упомянет впоследствии в стихах. Несколько позже М. Т. Высотский давал уроки игры на гитаре юному Лермонтову, посвятившему его искусству восторженное стихотворение «Звуки»:

   Что за звуки! Неподвижен внемлю
   Сладким звукам я;
   Забываю вечность, небо, землю,
   Самого себя...

М. Т. Высотский. Литография.

   Наконец, нельзя не сказать и еще об одной заслуге Высотского. Он передал свое искусство знаменитым цыганским гитаристам и руководителям хоров Илье Осиповичу Соколову (1777—1848), который воспет в стихах Пушкина и Дениса Давыдова, и его преемнику Ивану Васильевичу Васильеву (1810—1875). Цыганская музыка и пение развивались в России с конца XVIII века, но гитара поначалу вовсе не имела в музыке цыган того господствующего и основополагающего значения, которое она обрела после встречи Соколова с Высотским (в Молдавии, откуда главным образом и пришли в Россию цыгане, они вообще не были знакомы с гитарой). Усвоив коренные основы искусства Высотского, цыганские гитаристы внесли в манеру исполнения, по слову Аполлона Григорьева, «свой знойный страстный характер», и созданное ими ответвление отечественного искусства семиструнной гитары дало богатые плоды. Вплоть до нашего времени гитаристы-цыгане хранили благоговейную память о М. Т. Высотском.
   Но в чем же суть творчества Михаила Высотского, ставшего образцом, даже идеалом искусства гитары в России? Едва ли не главная основа этого творчества — органическое соединение, слияние глубоко жизненных, уходящих корнями в душу народа мелодических начал с высшей музыкальной культурой. Творчество Высотского родилось на почве русских народных песен, многим из которых он

 
1 2 3 4
Рейтинг@Mail.ru