ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

Альманах библиофила. Вып. XI (1981)

ЛАРИН А.

ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)

Альманах библиофила. Вып. XI.

Москва «Книга» • 1981

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

 С. 146

фортепьяно. Аккомпанировала ему жена, ученица Герке. А с тем вместе составил себе программу всевозможных трудностей гитарного механизма и гамм и трелей четырьмя пальцами на двух струнах. Принялся он за побеждение этих трудностей, не побеждаемых никем; принялся рационально, с метрономом, причем упражнялся он от 10 до 12 часов ежедневно, не исключая праздников, иногда по 14 и редко менее 10 часов".
   Основные правила техники игры на гитаре, разработанные Н. П. Макаровым, были опубликованы им в 1874 году. Они вышли отдельной брошюрой, изданной в Петербурге, под названием «Несколько правил высшей гитарной игры». По мнению автора, эти правила должны были помочь гитаристам в преодолении технических трудностей.
   Интересно вспомнить о международном конкурсе на лучшую гитарную пьесу и лучший инстру­мент, организованном Н. П. Макаровым в Брюсселе в 1856 году. В интересах этого конкурса он проделал большую организационную работу: сам ездил за границу, выступал с концертами, составил жюри из видных бельгийских музыкантов под своим председательством, ассигновал на конкурс личные средства. О результатах петербургский «Музыкальный и театральный вестник» (1866, № 52) писал: «Окончательное заседание конкурса, назначенного известным любителем-артистом г. Ма­каровым, было 28-го ноября. Конкурентов было 37. Представленных на конкурс сочинений для гитары — 64. Инструментов — 7. Первую премиею в 800 франков увенчано Концертино, соч. И.-К. Мертца, незадолго перед тем умершего в Вене*. Второю премиею в 500 франков — Большая серенада, соч. профессора гитары в Париже Н. Коста. Из присланных на конкурс инструментов первою премиею в 800 франков увенчана гитара венского мастера Шерцера, второю премиею в 500 франков — гитара петербургского мастера Архузена**.
   Один из увенчанных конкурентов, как выше сказано, г. Кост, присутствовал лично на конкурсе, играл некоторые из представленных на суд сочинений и, между прочим, свою серенаду, получившую вторую премию. Г-н Макаров также выполнил несколько пиес Мертца. Эта поверка оправдала безукоризненный приговор суда присяжных". Современник


 С. 147

Н. П. Макарова, описывая чрезвычайно сложные жизненные перипетии этого человека, который остался на старости лет без состояния и без средств существования, говорит о его «фанатической честности, несокрушимой воле и настойчивости» [5].
   На рубеже ХХ века вышла в свет книга одного из ведущих отечественных ученых-инструмен­товедов А. С. Фаминцына «Домра и сродные ей инструменты русского народа (балалайка – кобза – бандура – торбан – гитара)» (Спб., 1891), представляющая собой достаточно солидное исследование по истории струнных народных музыкальных инструментов. Книга снабжена довольно интересной библиографией и музыкальным приложением. Глава 6-я книги посвящена гитаре. В ней с научной обоснованностью, исторически объективно фиксируются имена, события, факты, касающиеся этого инструмента. Глава содержит два раздела: «Гитара в Западной Европе» и «Гитара в России».
   В первом разделе довольно подробно рассказывается о происхождении гитары. Приводятся иллюстрации старинных гитарообразных инструментов, анализируются источники происхождения слова «гитара», шаг за шагом прослеживается эволюция ее музыкального строя, упоминаются имена известных в то время гитаристов и рассказывается о том, как инструмент стал шестиструнным. Довольно интересные сведения даны о первом в России руководстве по игре на шестиструнной гитаре — школе Игнатия де-Гельда.
   Второй раздел книги в основном связан с историей русской семиструнной гитары [6]. В нем высказывается предположение о появлении гитары в нашем отечестве (на основе сведений, приводимых в книге Я. Штелина «Nachr. von der Musik in Russland», 1769 [7]). А. Фаминцын считает, что гитара в России появилась в середине XVIII в., так как ее изображение встречается на лубочных картинках того столетия. Одна из таких картинок была приобретена Я. Штелиным в 1766 году. На ней представлены пирующие и между ними — игрок на четырехструнной гитаре.
   В заключении автор упоминает о прославившемся на всю Россию отечественном гитарном мастере Иване Яковлевиче Краснощекове.
   Оценивая в целом книгу А. С. Фаминцына, нельзя не признать, что она — первый опыт научно обоснованной трактовки исторического развития гитары вообще, и в России в частности.
   Последующим историографом гитары, внесшим в дело популяризации этого инструмента очень большой вклад, был Валериан Алексеевич Русанов (1866-1918). Будучи сам

_________________________

* Премия эта была представлена Макаровым вдове покойного. (Прим. автора заметки).
** Сведения эти сообщены нам известным любителем-гитаристом В. И. Морковым, который просил нас упомянуть здесь, что Шерцер и Архузен почитаются наилучшими гитарными мастерами в Европе. (Прим. автора заметки).

1 2 3 4 5 6
Рейтинг@Mail.ru