ЛАРИН А.
ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)
Альманах библиофила. Вып. XI.
Москва «Книга» • 1981
|
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
|
|
С. 146 |
фортепьяно. Аккомпанировала ему жена, ученица Герке. А с тем вместе составил себе программу всевозможных трудностей гитарного
механизма и гамм и трелей четырьмя пальцами на двух струнах. Принялся он за побеждение этих трудностей, не побеждаемых никем; принялся
рационально, с метрономом, причем упражнялся он от 10 до 12 часов ежедневно, не исключая праздников, иногда по 14 и редко менее 10 часов".
Основные правила техники игры на гитаре, разработанные Н. П. Макаровым, были опубликованы им в 1874 году. Они вышли отдельной
брошюрой, изданной в Петербурге, под названием «Несколько правил высшей гитарной игры». По мнению автора, эти правила должны были помочь
гитаристам в преодолении технических трудностей.
Интересно вспомнить о международном конкурсе на лучшую гитарную пьесу и лучший инструмент, организованном Н. П. Макаровым в Брюсселе в 1856
году. В интересах этого конкурса он проделал большую организационную работу: сам ездил за границу, выступал с концертами, составил жюри из
видных бельгийских музыкантов под своим председательством, ассигновал на конкурс личные средства. О результатах петербургский «Музыкальный и
театральный вестник» (1866, № 52) писал: «Окончательное заседание конкурса, назначенного известным любителем-артистом г. Макаровым, было
28-го ноября. Конкурентов было 37. Представленных на конкурс сочинений для гитары — 64. Инструментов — 7. Первую премиею в 800 франков увенчано
Концертино, соч. И.-К. Мертца, незадолго перед тем умершего в Вене*. Второю премиею в 500 франков — Большая серенада, соч. профессора гитары
в Париже Н. Коста. Из присланных на конкурс инструментов первою премиею в 800 франков увенчана гитара венского мастера Шерцера, второю премиею в
500 франков — гитара петербургского мастера Архузена**.
Один из увенчанных конкурентов, как выше сказано, г. Кост, присутствовал лично на конкурсе, играл некоторые из представленных на
суд сочинений и, между прочим, свою серенаду, получившую вторую премию. Г-н Макаров также выполнил несколько пиес Мертца. Эта поверка оправдала
безукоризненный приговор суда присяжных". Современник |
|
С. 147 |
Н. П. Макарова, описывая чрезвычайно сложные жизненные перипетии этого человека, который остался на старости лет без состояния
и без средств существования, говорит о его «фанатической честности, несокрушимой воле и настойчивости» [5].
На рубеже ХХ века вышла в свет книга одного из ведущих отечественных ученых-инструментоведов
А. С. Фаминцына «Домра и сродные ей инструменты
русского народа (балалайка – кобза – бандура – торбан – гитара)» (Спб., 1891), представляющая собой достаточно солидное исследование по истории
струнных народных музыкальных инструментов. Книга снабжена довольно интересной библиографией и музыкальным приложением. Глава 6-я книги
посвящена гитаре. В ней с научной обоснованностью, исторически объективно фиксируются имена, события, факты, касающиеся этого
инструмента. Глава содержит два раздела: «Гитара в Западной Европе» и «Гитара в России».
В первом разделе довольно подробно рассказывается о происхождении гитары. Приводятся иллюстрации старинных гитарообразных инструментов,
анализируются источники происхождения слова «гитара», шаг за шагом прослеживается эволюция ее музыкального строя, упоминаются имена
известных в то время гитаристов и рассказывается о том, как инструмент стал шестиструнным. Довольно интересные сведения даны о первом в России
руководстве по игре на шестиструнной гитаре — школе Игнатия де-Гельда.
Второй раздел книги в основном связан с историей русской семиструнной гитары [6]. В нем высказывается предположение о появлении гитары в нашем
отечестве (на основе сведений, приводимых в книге Я. Штелина «Nachr. von der Musik in Russland», 1769 [7]). А. Фаминцын считает, что гитара в
России появилась в середине XVIII в., так как ее изображение встречается на лубочных картинках того столетия. Одна из таких картинок была
приобретена Я. Штелиным в 1766 году. На ней представлены пирующие и между ними — игрок на четырехструнной гитаре.
В заключении автор упоминает о прославившемся на всю Россию отечественном гитарном мастере Иване Яковлевиче Краснощекове.
Оценивая в целом книгу А. С. Фаминцына, нельзя не признать, что она — первый опыт научно обоснованной трактовки исторического развития гитары
вообще, и в России в частности.
Последующим историографом гитары, внесшим в дело популяризации этого инструмента очень большой вклад, был
Валериан Алексеевич Русанов (1866-1918). Будучи сам |
_________________________
* Премия эта была представлена Макаровым вдове покойного. (Прим. автора заметки).
** Сведения эти сообщены нам известным любителем-гитаристом В. И. Морковым, который просил нас упомянуть здесь, что Шерцер и Архузен
почитаются наилучшими гитарными мастерами в Европе. (Прим. автора заметки). |
|
|