ЛАРИН А.
ГИТАРА В РОССИИ
(Обзор литературы)
Альманах библиофила. Вып. XI.
Москва «Книга» • 1981
|
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
|
|
|
С. 148 |
незаурядным гитаристом, учеником известного музыканта А. П. Соловьева (1856-1911), он заметно проявил себя и как композитор. Им
сочинено и опубликовано немало оригинальных композиций, главным образом малых форм: прелюдии, фантазии на темы русских народных песен, этюды для
одной, двух и трех гитар. Известны его сочинения и в форме программной музыки (например, «Polise Verse»).
В. А. Русановым написана первая часть
школы для семиструнной гитары, изданная А. М. Афромеевым
(Тюмень, 1906). Здесь, кстати, заметим, что сибирский гитарист-педагог А. М. Афромеев
(1868-1920) является также и первым издателем «Заочных уроков на гитаре», по которым училась вся периферийная Россия. Высказываются
предположения о том, что Владимир Ильич Ленин, будучи в сибирской ссылке (в 1897-1900 годах), выписывал заочные уроки Афромеева и учился по ним
играть, находя в музыке отдых после напряженной работы.
В. А. Русанов, старался объединить народные инструменты в одну семью, организовав с этой целью оркестр при московском Обществе любителей игры
на народных инструментах, долгое время занимая пост его руководителя. Первоначально состав оркестра был «неаполитанским» с основным
мелодическим инструментом — мандолиной; гитара игра аккомпанирующую роль. Затем в оркестре появились и другие народные инструменты. Для
такого состава В. А. Русанов написал более трехсот партитур.
Он пробовал себя и в литературной деятельности, сочиняя рассказы, стихи и даже пьесы. Но особенной его любовью и пристрастием были очерки
по истории гитары. Свои сочинения В. А. Русанов печатал в выпускаемом им журнале «Гитарист» (1904-1905). Будучи материально малообеспеченным, ему
удалось привлечь к издательскому делу богатого мецената Струве*, который пожертвовал на это 2000 рублей. Журнал выходил по подписке, гонораров не
выплачивал, и, может быть, поэтому существование его ограничилось только двумя годами. В дальнейшем журнал «Гитарист» был В. А. Русановым передан
А. М. Афромееву, который издавал его по 1906 год включительно, а затем переименовал в журнал «Музыка гитариста» (1907-1910). В последующем А.
М. Афромеев несколько расширил направленность издания и стал включать в него материалы и о других народных инструментах. Поэтому с 1911 года
журнал «Музыка гитариста» стал выходить под новым названием — «Аккорд».
Первое время В. А. Русанов сам редактировал «Музыку гитариста», затем заведовал литературным отделом, а с 1908 года стал просто сотрудником, корреспондентом. |
|
С. 149 |
Журнал «Аккорд» просуществовал до 1914 года. Выходил он ежемесячно с музыкальными
приложениями, которые, к сожалению, заметно отличались от приложений «Гитариста»: последний, как правило, помещал оригинальные, интересные и
библиографически редкие музыкальные сочинения, включая неизвестные рукописи М. Высотского, А. Сихры, Л. Сихры, Н. Александрова. Эти
материалы представлялись в редакцию известными гитаристами А. П. Соловьевым, Н. А. Черниковым, С. Н. Галиным и многими почитателями
гитары, имеющими архивы. Содержание же нотных приложений журналов «Музыка гитариста» и «Аккорд» стало более пестрым, с превалированием
пьес салонного характера, авторами которых были А. Афромеев, С. Сырцов и другие.
Следует заметить, что еще до выпуска журнала «Гитарист» В. А. Русанов задался целью издать серию книг под общим названием «Гитара и
гитаристы». К этому делу он привлек С. С. Заяицкого, приват-доцента Московского университета,
а также Струве, страстного любителя гитары.
Первая книга, вышедшая в 1899 году, была посвящена М. Т. Высотскому, известнейшему и талантливейшему гитаристу-композитору, аранжировщику
русских народных песен (по каталогам Ф. Стелловского и
А. Гутхейля числится 84 номера его напечатанных произведений, великолепному
импровизатору обучившему искусству импровизационного аккомпанемента русских цыган, особенно знаменитого Илью Соколова и его преемника Ивана
Васильева. Так гитара стала «цыганским народным инструментом».
У М. Высотского было много учеников из разных сословий: князья, графы, бароны, купцы, чиновники, мещане... Несмотря на высокую плату за
уроки (до 15 рублей ассигнациями), желающих учиться было много. И что интересно, учил Высотский более своим показом, нежели «вдалбливанием»
теоретических основ музыкальной грамоты. В числе его известных учеников были Ап. Григорьев, друг А. С. Пушкина Дельвиг и даже М. Ю. Лермонтов,
увлекшийся в свои студенческие годы гитарой и посвятивший М. Т. Высотскому чудесное свое стихотворение "Звуки" [8]:
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!.. |
_________________________
* Подробнее о С. Г. Струве см. в журнале
"История гитары в лицах", 2014, № 1. — Ред. ИГвЛ. |
|
|