ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Дм. Рогаль-Левицкий. Современный оркестр. М., 1956.

Дм. Рогаль-Левицкий
СОВРЕМЕННЫЙ ОРКЕСТР
М.:Госмузиздат, 1956.

 Том IV

Глава пятая
СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ И ПЛЕКТОРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Раздел «ГИТАРА»

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

 

   Гриф гитары разделён на последовательность хроматических полутонов чуть выступающими металлическими порожками или ладами. Количество ладов бывает различным. Испанская гитара имеет их двадцать один и более для «квинты» и девятнадцать — для всех остальных струн, а русская — девятнадцать для всех семи струн, причём иной раз количество их увеличивается для двух-трёх первых струн. Это увеличение ладов достигается обычно соответствующим вырезом грифа, левая сторона которого оказывается несколько длиннее правой. Вырез на грифе чаще всего бывает дугообразным, что значительно красивее прямого. Очень часто в промежутках между ладами укрепляются перламутровые кружочки, которые служат для более лёгкого определения высоты звука. Обычно их бывает не более трёх — по одному на пятом, седьмом и двенадцатом ладу. Объём шестиструнной гитары охватывает звукоряд от mi малой октавы до si третьей, а иной раз до do, do# и даже re четвёртой по письму, а объём семиструнной — заключается в пределах четырёх полных октав от re малой до re четвёртой. Как было уже замечено, звучит гитара октавой ниже написан­ного. Вот объём двух этих разновидностей гитары.

Д. Рогаль-Левицкий. Гитара (Нотный пример 12-13)

   Трудность игры на гитаре во многом зависит от количества доступных ей звуков. Если звукоряд гитары охватывает четыре полных октавы или пятьдесят хроматических ступеней, то действительное количество звуков, не считая добавочных ладов, значительно больше. Каждая струна при наиболее скромных условиях в состоянии произвести девятнадцать нот, что в конечном итоге составит сто четырнадцать звуков для испанской гитары и сто тридцать три для русской. При некотором числе добавочных ступеней приведённое количество звуков может быть соответственно увеличено. Но не эта подробность решает существо дела.
   Полный объём гитары имеет шестьдесят четыре или восемьдесят три лишних ноты, звучащих вполне тождественно с основными пятьюдесятью, если пренебречь разницей в окраске струн, свойственной гитаре в такой же мере, как и любому другому струнному инструменту. Поэтому, применение всех этих многочисленных звуков, расположенных на относительно скромном грифе, в значительной степени оказывается сложным предприятием, объясняющим не только трудность игры на гитаре, но и богатство и разнообразие свойственных ей приёмов исполнения.
   Техника игры на гитаре в основном заключается в извлечении звука правой рукой — без участия мизинца — посредством «щипковых ударов по струнам», и левой — в подготовке этих звуков на грифе, путём прикосновения к струнам в надлежащих ладах. В техническом отношении гитара достаточно богатый инструмент, но всё лучшее, что есть на гитаре, относится к её гармоническим возможностям, применяемым в качестве сопровождения. Самыми лёгкими и удобными строями оказываются строи с наименьшим количеством знаков при ключе, а наиболее трудными и сложными — тональности с четырьмя, пятью и шестью бемолями и шестью и семью диезами. Большой разницы в пользовании мажором и минором на гитаре нет, так же как нет и больших трудностей при применении «хроматики» в самом широком значении данного определения.
   Оставляя в стороне всё узкоспециальное в игре на гитаре, о чём можно с большей полнотой узнать из соответствующих руководств, достаточно перечислить только основное. Являясь по преимуществу инструментом гармоническим, гитаре свойственны многозвучные сочетания, звучащие превосходно. Их количество столь обширно, что нет никакой возможности исчерпать их полностью, и потому при пользовании ими надо только приложить известную долю смекалки, дабы сообразить, возможно ли данное созвучие или нет. Наипростейшими и наилегчайшими окажутся все те, в составе которых окажется наибольшее количество открытых струн. Все возможные на гитаре многозвучные сочетания легко могут быть воспроизведены как в виде простейшего arpeggiato, так и в виде любых фигураций, количество которых неисчерпаемо. Вот некоторые из них для того, чтобы дать только самое поверхностное представление о существе затронутого здесь вопроса.

Д. Рогаль-Левицкий. Гитара (Нотный пример 14)
 

Рейтинг@Mail.ru