Дм. Рогаль-Левицкий
СОВРЕМЕННЫЙ ОРКЕСТР М.:Госмузиздат, 1956.
Том IV
Глава пятая
СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ И ПЛЕКТОРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Раздел «ГИТАРА»
СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из других случаев употребления гитары в оркестре можно назвать образцы, рассеянные в произведениях Бэрлиоза —
Осуждение Фауста, Обэра — Герцог Олонский, Вэрди — Отэлло и Фальстаф, Малера —
Седьмая симфония. В
новейшее время гитарой воспользовался Франц Шрёкэр в Дне рождения инфанты и Пёрси Грэйнджэр — в балладе
Отец и дочь. По этому поводу Артур-Эдуард Джонстон замечатает, что
«оркестр этого произведения
располагает помимо всего ещё сорока гитарами и мандолинами». Если такое количество инструментов образует подлинный
«неаполитанский оркестр», то в этом нет ничего дурного. В подобном сочетании
инструментов гитары звучат очаровательно.
Теперь для полного завершения настоящего повествования о гитаре — только несколько слов о
«создании XX века» — о гавайской гитаре,
получившей невероятное распространение в jazz'е, цирке и на эстраде. Суть
«гавайской гитары» сводится лишь к способу извлечения звука — ее держат в лежачем положении на коленях, играют только приёмом
завывающего, отвратительного glissando, и извлекают звук не пальцами, а маленьким металлическим кольцом подобно тому, как это делается на цитре. Благодаря изложенным мероприятиям
«гавайская гитара» звучит
преувеличенно страстно, с нарочито-подчёркнутой «эмоцией» и в некоторых случаях производит очень сильное впечатление. Само собою разумеется, эти
«потрясения» касаются весьма легковесной, чаще всего — «развлекательной»
музыки. В симфоническом оркестре и именно под таким углом зрения очень остроумно использовал
«гавайскую гитару», кажется, только Шостакович. Этот пример встречается в музыке к фильму
Златые горы и входит в
отдельно изданную сюиту в качестве «Вальса».