ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

Красюков А. П. Саренко. Жизнь и гитара. (Воронеж, 2012)

КРАСЮКОВ А. П.

САРЕНКО.
ЖИЗНЬ И ГИТАРА.

к 200-летию со дня рождения

Воронеж • 2012

 

Полный текст книги
в формате PDF

Фотоиллюстрации

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ


 С. 24

Мусоргский на родине Саренко

   Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) – русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фортепиано под руководством матери. С 1849 г. постоянно жил в Петербурге, учился в Петропавловской школе, в 1852-1856 гг. – в школе гвардейских подпрапорщиков и был произведён в прапорщики Преображенского полка.
   Решающее  воздействие  на  художественное  развитие  Мусоргского оказало знакомство в 1856-


 С. 25

1857 гг. с А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и участие в Балакиревском кружке «Могучая кучка», провозгласившем своей целью борьбу за национальное искусство. «Могучая кучка» – творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50-х – начале 60-х годов XIX века. В неё входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, к ней временно примыкали А. Г. Гуссаковский, Н. Н. Лодыженский, Н. В. Щербаков. Идейным вдохновителем был В. В. Стасов. К середине 70-х годов «Могучая кучка», как единая сплочённая группа, перестала существовать.
   Музыкальный язык Мусоргского, продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отличался такой радикальной новизной, что многие его творческие находки были восприняты и получили развитие только в XX веке. В дальнейшем, сочинения Мусоргского, его гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля. Наибольшую известность получили оперы «Борис Годунов» (1869), « Хованщина» (1872-1880), «Сорочинская ярмарка» (1880), сочинение для фортепиано «Картинки с выставки» (1874). Последнее произведение неоднократно перекладывалось на гитару и исполнялось гитаристами разных стран.
   История сохранила сведения о посещении Мусоргским М. П. родины В. С. Саренко. Поездка была связана с представлением большой концертной программы в городах юга России, в том числе в Воронеже и Тамбове. Мусоргский посетил Воронеж с 1 по 8 октября 1879 г. вместе с известной певицей Леоновой Дарьей Михайловной, дал четыре концерта. Они проходили в Зимнем театре – ныне  Государственный  академический  театр  драмы  им.  А. В.  Кольцова.  По отзывам,  концерты


 С. 26

проходили при переполненном зале. Мусоргский исполнял на фортепиано собственные сочинения, и его игра была высоко оценена воронежскими слушателями.
   Вот так Мусоргский встретился с городом, в котором более 60 лет назад родился Саренко В. С., ходил по тем самым улицам, где бегал мальчик Вася Саренко.
   Вероятно, Мусоргский познакомился с Саренко через Даргомыжского А. С., с которым его связывала большая дружба. Сопоставляя материалы о жизни и творчестве указанных персоналий, можно с высокой степенью вероятности сказать об определённом влиянии творчества Саренко, как композитора, на музыкальный язык Мусоргского.

 
Рейтинг@Mail.ru