НА ПУТИ К ГИТАРЕ
Сергей СЕВОСТЬЯНОВ
Очень долго я не решался написать воспоминания. Название сложилось как-то сразу, но преследовали две
мысли. Во-первых, я не Андрес Сеговия, чтобы создавать мемуары, а, во-вторых, я не стал профессиональным гитаристом, больше занимался
историей гитары. Но потом я решил, что эти записки могут быть полезными начинающим молодым гитаристам, а также, любителям гитары.
Родился я в Ленинграде в 1957 году в рабочей семье. Отец мой всю жизнь проработал электромонтажником, а мама - на швейной фабрике. В 1975 году
я окончил среднюю школу и поступил в техникум. На гитаре я тогда бренчал как все, еще в школе, но только после школы стал заниматься частным
образом у педагога на джазовой гитаре. Занятия эти продолжались около года, когда однажды, идя по городу, я увидел афишу: "Японский гитарист
Ивао Судзуки". До этого я не представлял себе, что такое классическая гитара. Выступление проходило в Концертном зале у Финляндского вокзала.
Купив билет, я пошел на этот концерт.
Как я узнал уже позднее, Ивао Судзуки был лауреатом еще на фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. В тот незабываемый вечер, а
это было 14 ноября 1976 года, Судзуки играл произведения Баха, Сора, Тарреги, А. Иванова-Крамского. После концерта мне удалось подойти к
музыканту, и он расписался на программке, это был первый полученный мною автограф гитариста. После концерта я шел по улице к метро, а в ушах все
время звучала гитара. Я был потрясен тем, что один человек так может играть на обыкновенной гитаре, словно звучит целый оркестр. После этого
я перестал заниматься на электрогитаре, а свою гитару, которую сделал сам, подарил товарищу.
Я стал искать, где и как мне научиться играть на классической гитаре. Выручила тетя, мамина сестра, она подсказала, что видела объявление о
наборе в класс классической гитары около метро "Выборгская". Там был Дом Культуры или "ДК", как называли раньше, рядом с Сампсоньевским собором,
построенным в честь Полтавской битвы. Я туда поехал и поступил в класс гитары, заплатил 8 рублей, такова была тогда стоимость обучения в месяц.
Занятия планировались два раза в неделю, по средам и воскресеньям. Так как я учился на дневном отделении и по субботам, то получалось, что, вообще, без выходных.
И вот настал долгожданный час - в начале февраля 1977 года я явился в ДК на первое занятие. Правда, с гитарой дело обстояло непросто. В то время
гитар в магазинах не было, а, если появлялись, то их мгновенно разбирали. Самые маленькие гитары были по 6 рублей, и более солидные -
по 7 рублей 20 копеек, а позднее подорожали до 15 рублей. В основном, продавались семиструнные гитары, шестиструнных почти не было. Тогда я и
представления не имел, что такое семиструнная и шестиструнная гитары, и чем они отличаются. Ту гитару мне подарила бабушка, гитара была большого
размера, то есть, вполне нормальная, по нынешним меркам. Стоила аж 21 рубль и была семиструнная. Я снял седьмую струну, обидев семиструнку, и
поехал на первое занятие. На этом месте надо сделать отступление и рассказать, что если переделывать по-настоящему семиструнку в
шестиструнку, надо переделывать оба порожка, верхний и нижний, чтобы расположить струны по всему грифу, а если просто снять седьмую струну,
то получится, что струны расположены близко друг к другу. Играть серьезную музыку на такой гитаре сложно или просто невозможно, а на
настоящей концертной семиструнной гитаре гриф на 8-10 миллиметров шире, чем на шестиструнной, но об этом я узнал значительно позже. Да и
качество звучания дешевых гитар оставляло желать лучшего. Они годны лишь в начальной стадии обучения. Можно было, конечно, заказать гитару ручной
работы, но стоила она тогда, самая дешевая, не меньше 300 рублей, что мне, тогдашнему студенту, было не по карману.
Итак, придя в ДК, я зашел в класс и увидел невысокого плотного мужчину, сидящего за столом, с гитарой. Это был гитарист Анатолий Иванович
Семенов, ученик знаменитого Петра Ивановича Исакова. В то время в ДК имени 1 Мая работали два педагога-гитариста, вторым был Виктор
Михайлович Ефремов, ученик известного ленинградского концертанта Л. Ф. Андронова, с ним я познакомился позднее. Когда я вошел в класс, Анатолий
Иванович поднялся мне навстречу, протянул руку и предложил сесть, потом задал несколько вопросов: у кого я учился, что играю, насколько знаю
теорию музыки. Потом дал мне свою гитару и предложил что-нибудь сыграть.
Я уже теперь и не помню, что я там наиграл со страху; послушав, Анатолий Иванович сказал, что будем заниматься. Помню, что я задал ему глупый
вопрос: а сколько времени нужно, чтобы научиться играть на гитаре? Ответ я запомнил на всю жизнь. Анатолий Иванович, немного подумав, ответил,
что он не знает, сколько времени нужно, но понадобится примерно три года серьезных занятий, чтобы понять, за что ты взялся, и что такое гитара.
Ведь не зря сам великий Паганини говорил, что из всех инструментов сложнее всего для овладения два - это скрипка и гитара.
Так и потекли мои будни, занятия с педагогом, потом домашние занятия по нескольку часов в день. Гитара - очень сложный инструмент, требующий
многих усилий, силы воли, терпения, труда. Мои друзья ходили на танцы, в кино, на рыбалку, а я лишил себя на годы многих жизненных развлечений и
все ради любимой мною гитары. С первых дней занятий Анатолий Иванович определил для меня правильную посадку, положение инструмента и положение рук.
|