ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

"Народна творчість", 1940, № 1.

ЖУРНАЛ
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Орган Института украинского фольклора Академии наук УССР и
Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР

1940 · № 1
январь – февраль
 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


пы и масштабы в развитии тяжелой промышленности в нашей стране.
   То, что сделано в нашей советской стране в послеоктябрьский период в области развития народного творчества вообще и народного музыкального творчества в частности, если и не должно нас удивлять как явление вполне закономерное в советской действительности, то безусловно должно быть старательно изучено, систематизировано и записано в летописи нашей советской музыкальной культуры.
   Действительно, одни только последние годы ознаменованы такими крупными общегосударст­венными мероприятиями в области развития народного музыкального творчества, как Первая Все­союзная ыставка музыкальных инструментов народов СССР (1938 г.), Первый Всесоюзный конкурс мастеров и мастериц на лучшее изготовление домры и балалайки (1938 г.) и Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах (1939 г.).
   Последнее мероприятие, представляя собой логичное завершение двух предыдущих, было особенно знаменательным для развития мастерства исполнения на народных инструментах среди участников музыкальной самодеятельности, поскольку по условиям смотра, рядом с профессио­налами-музыкантами, были допущены к участию в нем представители самодеятельности.
   Этим прежде всего обозначился высокий уровень исполнения у участников музыкальной само­деятельности, которые действительно в отдельных случаях не только не уступали своим мастер­ством профессионалам-музыкантам, но и превосходили их.
   Говоря об исключительной значимости мер по развитию народного музыкального творчества, предпринятых в СССР за последние годы, про их массовость и огромное политическое значение, следует остановиться на некоторых исторических параллелях, которые касаются музыкальных вы­ставок в дооктябрьский период.
   Разумеется, в условиях тюрьмы народов — царской России — не могло быть и речи о каком-нибудь конкурсе исполнителей на народных инструментах. Однако, в 1907 г. была сделана попытка организовать первую всероссийскую музыкальную выставку, которая закончилась скандалом.
   Это по сути была одновременно и выставка инструментов и конкурс (вернее конкуренция) больших музыкальных фирм, которые принимали участие в выставке в рекламных целях.
   Среди экспонентов главное место занимали такие крупные фирмы, как «В. Ф. Червенный с сыновьями» (фабрика духовых инструментов), «Братья Оффенбахер», «К. Рениш», «Беккер» (пианино и рояли) и др. и ряд кустарных производств и отдельных мастеров-кустарей, изготовлявших музы­кальные инструменты.
   Отдел народных инструментов тут был представлен очень бедно: это были инструменты Украины (лира, бандура), Кавказа (10 инструментов струнных, деревянных, духовых и ударных), чувашские гусли, киргизская домра, дудки Самарской губернии и др. [1]  Тем временем на  Первой Всесоюзной


1. «Русская музыкальная газета», 1907, № 4.

Рейтинг@Mail.ru