пы и масштабы в развитии тяжелой промышленности в нашей стране.
То, что сделано в нашей советской стране в послеоктябрьский период в области развития народного творчества вообще и народного музыкального творчества в частности, если и не должно
нас удивлять как явление вполне закономерное в советской действительности, то безусловно должно быть старательно изучено, систематизировано и записано в летописи нашей советской музыкальной культуры.
Действительно, одни только последние годы ознаменованы такими крупными общегосударственными мероприятиями в области развития народного музыкального творчества, как Первая Всесоюзная
ыставка музыкальных инструментов народов СССР (1938 г.), Первый Всесоюзный конкурс мастеров и мастериц на лучшее изготовление домры и балалайки (1938 г.) и Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных
инструментах (1939 г.).
Последнее мероприятие, представляя собой логичное завершение двух предыдущих, было особенно знаменательным для развития мастерства исполнения на народных инструментах среди участников
музыкальной самодеятельности, поскольку по условиям смотра, рядом с профессионалами-музыкантами, были допущены к участию в нем представители самодеятельности.
Этим прежде всего обозначился высокий уровень исполнения у участников музыкальной самодеятельности, которые действительно в отдельных случаях не только не уступали своим мастерством
профессионалам-музыкантам, но и превосходили их.
Говоря об исключительной значимости мер по развитию народного музыкального творчества, предпринятых в СССР за последние годы, про их массовость и огромное политическое значение, следует
остановиться на некоторых исторических параллелях, которые касаются музыкальных выставок в дооктябрьский период.
Разумеется, в условиях тюрьмы народов — царской России — не могло быть и речи о каком-нибудь конкурсе исполнителей на народных инструментах. Однако, в 1907 г. была сделана попытка
организовать первую всероссийскую музыкальную выставку, которая закончилась скандалом.
Это по сути была одновременно и выставка инструментов и конкурс (вернее конкуренция) больших музыкальных фирм, которые принимали участие в выставке в рекламных целях.
Среди экспонентов главное место занимали такие крупные фирмы, как «В. Ф. Червенный с сыновьями» (фабрика духовых инструментов), «Братья Оффенбахер», «К. Рениш», «Беккер» (пианино и рояли)
и др. и ряд кустарных производств и отдельных мастеров-кустарей, изготовлявших музыкальные инструменты.
Отдел народных инструментов тут был представлен очень бедно: это были инструменты Украины (лира, бандура), Кавказа (10 инструментов струнных,
деревянных, духовых и ударных), чувашские гусли, киргизская домра, дудки Самарской губернии и др. [1] Тем временем на Первой Всесоюзной |