* * *
Великие музыканты прошлых времен — Люлли, Вебер, Гуно, Берлиоз и др. проявляли большое внимание к гитаре, в совершенстве владея техникой игры на ней; непревзойденным здесь остался
знаменитый «скрипичный король» Николо Паганини, известный в истории и как гитарист-виртуоз.
К сожалению, гитара, которая имеет среди прочего огромное прикладное значение в художественной самодеятельности, как аккомпанирующий инструмент, не нашла себе еще надлежащего места в наших
музыкальных учебных заведениях. Правда, следует отметить, что в этом отношении уже есть подвижки: музыкальные школы Ленинграда и Киева выдвинули сильных гитаристов для участия в смотре. * * *
Подвести итоги смотра было поручено жюри под председательством народного артиста СССР композитора Гаджибекова. В состав жюри вошли виднейшие музыкальные деятели Советского Союза:
народный артист СССР Р. М. Глиер, народный артист Узбекской ССР С. Н. Василенко, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР П. Ф. Шубин, народный артист Грузинской ССР К. Постхверашвили, профессор Киевской
консерватории А. М. Луфер и др.*
Первая премия (по 1500 руб.) присуждена 9 человекам, вторая (по 1000 руб.) — 17 чел., третья (по 750 руб.) — 21 чел. Награждено грамотами 6 чел. и похвальные отзывы получили 55 чел.
Среди премированных и вообще отмеченных от УССР были такие исполнители:
2 премия — тт. Казаков и Якушкин (домра);
3 премия — тт. Мирцев (балалайка), Белецкая и Ризоль (баян)**, Троицкий (домра), Столова (концертино), Вахутинский (сопилка);
грамота — т. Смага (гитара)***;
похвальные отзывы — тт. Калинкин (балалайка), Мовчан (бандура), Машков (баян), Малюков (гитара), Епишов (сопилка и окарино). * * *
Рассматривая состав премированных и отмеченных участников с точки зрения их отношения к народному творчеству, увидим следующее:
|
I премия |
II премия |
III премия |
Грамота |
Похвальный отзыв |
Всего |
Профессионалы |
9 |
14 |
11 |
4 |
39 |
77 |
Учащиеся музыкальных
учебных заведений |
– |
2 |
6 |
2 |
6 |
16 |
Представители
самодеятельности |
– |
1 |
4 |
– |
10 |
15 |
|
9 |
17 |
21 |
6 |
55 |
108 |
|
* Гаджибеков, Узеир (1885–1948) — композитор, дирижёр, музыковед, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1935), народный артист Азербайджанской ССР (1937), народный артист СССР (1938),
кавалер орденов Ленина (1938) и Трудового Красного Знамени (1945), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1946), профессор (1940), ректор Азербайджанской государственной консерватории (1928–1929,
1939–1948), председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР (1938–1948), организатор оркестра народных инструментов (1931) и государственного хора Азербайджана (1936) — председатель жюри;
Глиер, Рейнгольд Морицевич (1874–1956) — композитор, дирижер и педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения (1941), лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1948, 1950);
в 1913–20 годах профессор по классу композиции Киевской консерватории, директор консерватории (1914–1920), в 1920–41 гг. профессор Московской консерватории по классу композиции, в 1920–22 гг. заведующий музыкальной
секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса, член художественного совета при Управлении музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР;
Василенко, Сергей Никифорович (1872–1956) — композитор, дирижер и педагог, народный артист Узбекской ССР (1939), народный артист РСФСР (1940), лауреат Сталинской премии первой степени (1947),
преподаватель композиции и инструментовки (1906–41 и 1943–56), заведующий кафедрой инструментовки Московской консерватории (1932–41 и 1943–56).
Шубин, Петр Федорович (1894–1948) — композитор, музыкальный педагог, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1938), народный артист Киргизской ССР (1944), в 1936 году стал организатором и
руководителем оркестра киргизских народных инструментов.
Постхверашвили (Поцхверашвили), Константин (Котэ) (1889–1959) — композитор, дирижёр, музыковед, народный артист Грузинской ССР (1933), организатор и руководитель грузинского хора (1901–1914),
ансамбля чонгуристок (1921), Государственного академического хора Грузии (1921–35),
Луфер, Абрам Михайлович (1905–1948) — советский пианист и музыкальный педагог, профессор Киевской консерватории (1935), директор Киевской (1934–41 и 1944–48 гг.) и Свердловской (1941–44 гг.)
консерваторий, заслуженный деятель искусств УССР (1945). В состав жюри также входили:
Агафошин, Пётр Спиридонович (1874–1950) — гитарист, преподаватель класса гитары в Музыкальном училище имени Октябрьской революции, а ранее в Московской консерватории;
Гелис, Марк Моисеевич (1903–1976) — заведующий кафедрой народных инструментов Киевской консерватории, профессор (с 1940), преподавал балалайку, баян, бандуру, гитару, домру;
Зимин, Пётр Николаевич (1890–1972) — музыковед и инструментовед, кандидат искусствоведения (1944), преподавал инструментоведение в Московской консерватории, работал в акустической лаборатории,
автор нескольких книг о музыкальных инструментах;
Кацан, Василий Васильевич (1887–1941) — домрист, заслуженный артист РСФСР, работавший ранее в оркестре В. В. Андреева,
Мартинсен, Александр Оскарович (1897–1941) — возглавлял Харьковскую рабочую консерваторию (1929–34), руководил Ансамблем народных инструментов Киевской филармонии (до 1937), затем оркестром
народных инструментов при Белорусском радио, автор очерка «Несколько слов о гитаре» (1927);
Миронов, Николай Назарович (1870–1952) — народный артист Узбекской ССР (1937), В 1937–1938 гг. консультант Узбекской филармонии, дирижер и хормейстер филармонии и Музыкального театра в Ташкенте,
в 1939–1941 руководитель Ансамбля песни и пляски Дворца культуры ЗИС в Москве.
Сурин, Владимир Николаевич (1906–1994) — начальник Главного управления музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при СНК СССР,
впоследствии заместитель министра культуры СССР, генеральный директор
киностудии «Мосфильм»;
Ханукаев, Хизгел Михайлович (1898-1972),
исследователь народной музыки и собиратель музыкального фольклора
народов Дагестана, один из основателей Ансамбля песни и танца Дагестана
и руководитель его оркестра (с 1935), автор первых в Дагестане пособий
для обучения на национальных дагестанских инструментах: самоучителя игры
на агач-кумузе, самоучителя игры на таре. Заслуженный деятель искусств
ДАССР (1940). — Прим. перев.
** Николай Ризоль выступал в сольной программе, в дуэте баянистов — сестры Мария (1924–2006) и Раиса (1923 г/р) Белецкие. По решению жюри звания лауреатов были удостоены Николай Иванович
Ризоль и исполнительница первой партии в дуэте 15-летняя Мария Григорьевна Белецкая, Р. Г. Белецкую наградили дипломом. После конкурса Н. Ризоль, М. и Р. Белецкие и партнер Ризоля по дуэту И. И. Журомский (1916–1982)
создали квартет баянистов, просуществовавший 50 лет (музыканты образовали еще и супружеские пары: Н. Ризоль с Р. Белецкой, а И. Журомский с М. Белецкой). Н. И. Ризоль (1919–2007) с 1948 года преподавал на кафедре
народных инструментов Киевской консерватории (с 1973 г. — профессор), народный артист УССР (1982). Сестры Белецкие с 1946 года были артистками Киевской филармонии, в 1973 г. им были присвоены звания заслуженных
артисток УССР. — Прим. перев.
*** Помимо названных здесь украинских гитаристов — киевлянина К. М. Смаги (грамота) и харьковчанина А. Малюкова (похвальный отзыв) — среди гитаристов лучшими стали: А. М. Иванов-Крамской
(Москва, 2-я премия, ученик П. С. Агафошина) и В. В. Белильников (Ленинград, 3-я премия, ученик В. И. Яшнева), похвальных отзывов были
удостоены и еще два ученика В. И. Яшнева из Ленинграда: Б. А. Павлов и
Е. Н. Рябоконь-Успенская. — Прим. перев.
|