ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

СООБЩЕНИЕ О НОВЫХ ИСТОЧНИКАХ
К БИОГРАФИИ А. О. СИХРЫ

Виктор ТАВРОВСКИЙ

   Биографические сведения об Андрее Осиповиче Сихре (1773-1850), особенно в той части, что касается его жизни до переезда в Москву и затем в Петербург, достаточно скудны. Все, что мы знаем о нем этого периода, ограничивается несколькими весьма общими замечаниями о чешских корнях, местах пребывания и начале занятий музыкой. Почти ничего не сообщается о его семье, кроме того предположения, что своему музыкальному образованию он, вероятно, всецело обязан отцу. Однако каким-либо документальным свидетельством о том, кем и каким был этот человек, "образовавший" для России величайшего из ее гитаристов, мы до сих пор не располагали. Вернее будет сказать, что оно просто не попало в поле зрения биографов Сихры, поскольку содержалось в совсем "немузыкальном" сочинении.
   Первые более или менее систематизированные сведения о Сихре сообщил первый историк русской гитары М. А. Стахович (1820-1858). В своих очерках об истории семиструнной гитары в России, опубликованных в двух номерах журнала "Москвитянин" за 1854 и 1855 годы (подробнее об этом см. журнал "История гитары в лицах", № 5-6, 2012 г.), он, в частности, писал:

"А. О. Сихра родился во время царствования Императрицы Екатерины II. Отец его был по профессии учитель, и жил в дворянских домах, в западных губерниях России. Фамилия его не польская, а скорее чешская; он, вероятно, был и музыкант, потому что образовал сына исключительно для музыки, и арфа была главный инструмент Андрея Осиповича. Он играл также и на шестиструнной гитаре, и будучи одарен сильным музыкальным талантом, и достигши степени виртуоза на арфе, он, в конце прошлого столетия, бывши в Москве, придумал сделать из шестиструнной гитары инструмент более полный и более близкий к арфе по арпеджиям, а вместе и более мелодический нежели арфа, и привязал седьмую струну к гитаре; вместе с тем изменил он ее строй…" ("Москвитянин", 1854, т. IV, № 13, с. 9).

   Немногим более (главным образом, со ссылкой на того же Стаховича) говорит о первой половине жизни Сихры и В. А. Русанов (1866-1918) в биографическом очерке "А. О. Сихра, гитарист-композитор, основатель образцового метода игры на русской семиструнной гитаре" (Русанов В. A., Гитара и гитаристы, вып. 2. - Гитара в России. [А. О. Сихра], М., 1901. - С. 31, 32-33):

"Фамилия – Сихра, есть неправильный перевод с польского – Sychra; правильный перевод – Сыхра. Так первоначально и сам он подписывался на своих первых сочинениях.

Фамилия эта – чешская. Род Сихры очень старинный: предки его были выходцами из Чехии и служили в Польше еще в XVII веке. Как католик по вероисповеданию, Сихра имел еще имя Людовик; вот почему на некоторых его сочинениях, в период его ранней деятельности, мы встречаем его с этим именем.*

О времени рождения А. О. Сихры <...> согласно записи, полученной нами из римско-католического прихода св. Екатерины (СПБ. Невский проспект 32), оказались верными сведения Рус. Ист. Общества [т. е. 1773 год].

О жизни А. О. Сихры известно очень немного. М. А. Стахович говорит, что отец Андрея Осиповича был по профессии учитель, жил в дворянских домах в западных губерниях и что вероятно также был музыкантом, так как сына своего образовал исключительно для музыки.

Первоначально главным инструментом А. О. Сихры была арфа. Будучи одарен сильным музыкальным талантом, он еще в ранней молодости давал концерты и славился в Вильне, как виртуоз на арфе.

Играл он также на шестиструнной гитаре. Неизвестны причины, побудившие А. О. Сихру перейти от арфы к гитаре, но ошибочно было бы думать, что главным мотивом для этого служили практические соображения; в то время арфа была модным инструментом высшего аристократического общества... Следовательно, менять арфу на гитару – инструмент в то время в России еще мало популярный - не имело основания..."

   Все имевшиеся до того сообщения о жизни и деятельности А. О. Сихры обобщил в своей книге "Гитара в России" (1961) Б. Л. Вольман (1895-1971), дополнив и уточнив их с привлечением инфор­мации из периодических изданий Москвы и Петербурга (см. Вольман Б. Л., С. 75-85). Коррективы, которые он внес, касались прежде всего дат приезда Сихры в Москву (1802 вместо 1805) и Петербург (не позже 1813, а не 1820), но не содержали каких-либо новых существенных данных о нем или его семье, относящихся к более раннему времени.
   И все-таки один очень интересный документ ускользнул от внимания почти всех наших историков гитары**. Касается он не непосредственно самого А. О. Сихры, а его отца. В нем автор рисует замечательный портрет этого человека, с которым на несколько лет свела его судьба в детские годы и которому он до конца жизни во многом считал себя обязанным своими будущими успехами. Речь идет о воспоминаниях писателя, журналиста и издателя Фаддея Булгарина (1789-1859). Личность эта в истории русской журналистики и литературы более чем известная и нам нет необходимости представлять его здесь подробно. Напомним лишь, что он (большую часть совместно с Н. И. Гречем) издавал газету "Северная пчела" (1825-1859), журналы "Северный архив" (1822-1828) и "Сын отечества" (1825-1839), участвовал в выпусках альманаха "Полярная звезда" и был создателем первого в России литературно-театрального альманаха "Русская талия" (1825), где увидели свет отрывки из "Горе от ума" Грибоедова; является автором многих популярных в 20-40-х гг. XIX в. романов, рассказов и очерков, многие из которых еще при жизни были переведены на французский, немецкий, шведский, польский и чешский языки; был близок с Н. М. Карамзиным, В. К. Кюхельбекером, А. С. Грибоедовым и другими видными деятелями русской истории и культуры. И хотя личность его трактуется по-разному и встречаются порой весьма нелестные отзывы о нем как о реакционере и консерваторе, "воевавшем" с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским и другими, невозможно отрицать огромное значение фигуры Ф. Б. Булгарина в русской культуре. Тем интереснее нам представляется тот факт, что основы его образования были заложены отцом великого русского гитариста А. О. Сихры.


* Впоследствии В. А. Русанов усомнился в бесспорной истинности этого собственного утверждения. Публикуя в журнале "Гитарист" (1905, № 6-7) в числе редких гитарных нот сонату для гитары, подписанную именем Л. Сихра, В. А. Русанов сопроводил ее следующим комментарием: "Соната эта – бесспорно оригинальное и высокохудожественное произведение, одно из самых редких и старинных сочинений для гитары. Судя по качеству и выделке бумаги, на которой отпечатан оригинал, она может быть отнесена к концу XVIII или началу XIX столетия. Кто же был этот Людовик Сихра? Был ли он родственник или просто однофамилец знаменитого патриарха русских гитаристов Андрея Осиповича Сихры, или же эта соната принадлежит к числу самых ранних произведений того же А. О. Сихры, подписанная лишь другим именем (как католик, А. О. Сих­ра мог иметь несколько имен), нам неизвестно. Если же это был другой Сихра, то положительно непонятно, как автор столь оригинального и высокохудожественного произведения, показывающего и музыкальное образование и превосходную технику, мог быть не замеченным в свое время и умереть в неизвестности. Нельзя при этом не заметить также поразительного сходства некоторых приемов творчества, в особенности в модуляциях, при переходе из одного тона в другой, с таковыми же у автора знаменитых классических вариаций" (К нотным приложениям. Соната Л. Сихры // Гитарист. – 1905. – № 6-7. – С. 175). Позднее Б. Вольман привел дополнительные убедительные свидетельства того, что Людвиг Сихра – брат А. О. Сихры. В их числе и посвящение последнего в заголовке песни "Ты поди, коровушка, домой" с вариациями, опубликованной в одном из номеров "Петербургского" гитарного журнала Сихры за 1826: "Посвящается любезному брату Людвигу Осиповичу Сихре" (См.: Вольман Б. Л. Гитара в России, Л., 1961, гл. 4. С. 83-84).

** Пожалуй, единственным исследователем, у которого нам удалось обнаружить упоминание и ссылки на него, является современный белорусский гитарист и композитор В. С. Живалевский (р. 1961), делающий это в книге "Лютня и гитара на белорусских землях", изданной в 2008 году в Минске на белорусском языке (Жывалеўскі, В. С. // Лютня і гітара на беларускіх землях: вучэб. дапам. / В. С. Жывалеўскі; уводз. К. А. Успенскага; Беларус. дзярж. акад. музыкі. – Мінск, 2008. – 180 с.). Книга эта, однако, имеет весьма ограниченное хождение и известность ее не вышла за пределы Белоруссии. Кроме того, складывается впечатление, что автор своей работой не столько преследовал цель расширить сведения о Сихре (если говорить именно о той части, которая ему посвящена), сколько стремился обосновать тезис о "приоритете" Белоруссии на этого музыканта перед ее соседями. Отсюда акценты на то, что Вильна, где родился Сихра, этнически белорусский город, перешедший к Литве лишь в 1939 году, и что "такая личность, как Андрей Осипович Сихра, основа­тель школы игры на так называемой русской семиструнной гитаре, родился в Белоруссии и до 28 лет жил и работал в местечке Высокое Могилевской губернии Оршанского повета в доме белорусского помещика Викентия Кукевича. И только после переехал в Москву, а после изгнания Наполеона из России – в Санкт-Петербург" ("…такая асоба, як Андрэй Восіпавіч Сіхра, заснавальнік школы прафэсійнай ігры на так званай расейскай сяміструннай гітары, нарадзіўся ў Беларусі і да 28 гадоў жыў і працаваў у мястэчку Высокае Магілёўскай губэрні Аршанскага павету ў доме беларускага памешчыка Вікенція Кукевіча. І толькі пасьля пераехаў у Маскву, а пасьля выгнаньня Напалеона з Расеі у Санкт-Пецярбург"). При этом книга В. С. Живалевского представляет значительный интерес и остается только сожалеть, что она практически недоступна широкому читателю в других странах, в первую очередь, в России.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru