Еще одни воспоминания, уже о самом Андрее Осиповиче Сихре, мимо которых также прошли историки гитары, оставил видный петербургский библиофил и
библиограф Яков Федулович Березин-Ширяев (1824-1898), владелец обширной библиотеки, описание которой издано им под заглавием "Материалы для
библиографии" (СПб., 1868-70), "Дополнительные материалы для библиографии" (там же, 1873-84), а также других ценных трудов
("Обозрение книг, гравюр и монет времен царя Петра Великого и Екатерины I, находящихся в библиотеке любителя отечественной старины",1872;
"Описание книг, брошюр, указов и эстампов, изданных в царствование Петра Великого и Екатерины Алексеевны и принадлежащих купцу Сакурову", 1868, и
нескольких других).
Его воспоминания, озаглавленные "Памятные записки о моем знакомстве с разными личностями более или менее известными",
к сожалению, остались только в рукописи (Центр. гос. лит. архив; Отд. рукописей. Фонд 1345 оп. 1 ед. хр. 55).
В них, по словам самого Березина-Ширяева, он вспоминает о людях, которые "обрели себе известность между современниками, или с которыми [он] был в
дружеских отношениях", и утверждает: "Все изложенное в моей записке
— неопровержимая истина, и потому будущий биограф или историк может смело
пользоваться ее материалом". На страницах воспоминаний встречаются врач А. Н. Никитин, артист В. В. Самойлов, адмирал Ф.П. Литке,
профессор-ориенталист В. В. Григорьев, редактор "Биржевых ведомостей" К. В. Трубников, помещены рассказы о коломенском купце И. П. Каратаеве,
художнике В. А. Прохорове и многих других заметных личностях прошлого. Говорит он в них и об А. О. Сихре*, у которого брал уроки игры на
фортепиано. О последнем журнал "Библиограф" за 1891 год сообщал: "…Березин-Ширяев, находясь при торговых делах своего отца, имел много
свободного времени... кроме чтения книг, Березин-Ширяев имел охоту к изящным искусствам и к музыке. В 1842 году, он начал брать уроки игры на
фортепиано у известного гитариста Андрея Осиповича Сихры, который своей превосходной игрой на гитаре, развил в нем музыкальный вкус и заставил
полюбить музыку". К сожалению, нам не удалось получить доступ к самому этому источнику, а
потому мы сообщаем его адрес будущим исследователям, чьи научные интересы будут связаны с дальнейшим изучением истории русской гитары, в
надежде, что они смогут его изучить и добавить новые штрихи в биографию Андрея Осиповича Сихры. Не имея перед собой текста записок Я. Ф.
Березина-Ширяева мы, безусловно, не можем судить об обширности, глубине и ценности его воспоминаний о Сихре, но уверены, что любой, даже самый
скромный документ, способный расширить наши знания о "патриархе русской гитары", должен быть извлечен из архивного заточения и стать достоянием
любителей инструмента, интересующихся его историей.
В заключение своего сообщения, считаем полезным привести также две
небольшие информации, касающееся дочери А. О. Сихры — Марии Андреевны
Сихры. Во-первых, она упоминается как автор мазурки, аранжированной отцом для гитары: Мазурка / Арранж. для гитары А. Сихрою; Соч. для ф.-п.
дочерью его Марией. – б.г. – 3 с. (имеется в фондах РГБ). Во-вторых, "Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, с Васильевским островом,
Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою" (С.-Петербург, изд. Гоппе и Корнфельда, 1867-68) позволяет уточнить род занятий и место ее
проживания в Петербурге. В Адресной книге значится, что Сихра Мария Андреевна, "хористка при театре", проживает по адресу ул. Знаменская д. 9, кв. 9 (стр. 436).
|