артистами балета, оркестра, певцами. Среди них — Петр Александрович Булахов, лучший тенор Москвы, несравненный
исполнитель русских народных песен в операх-водевилях и дивертисментах Ф. Сора. Булахов был первым исполнителем знаменитого
романса Алябьева «Соловей» и баллады Верстовского «Черная шаль» на стихи Пушкина.
Замечательным исполнителем главных партий в балетах Ф. Сора был и Адам Глушковский, выдающийся танцовщик и балетмейстер. В течение двадцати лет
он возглавлял Московское балетное училище, многие воспитанники которого стали гордостью русского искусства.
Общение с коллегами по Большому театру способствовало знакомству испанского композитора с русской музыкальной культурой.
Этому помогала и сама жизнь. Фернандо Сор жил в самом центре Москвы, на Петровке, в доме генерал-губернатора Д. В. Голицына.
Улицы Москвы в те годы напоминали песенное половодье: странствующие музыканты, певцы из близких и дальних губерний
привлекали слушателей неповторимой красотой и своеобразием напевов. И Фернандо Сору достаточно было выйти на улицу, чтобы
погрузиться в эту красоту. На улицах Москвы звучали и мелодии, рожденные на берегах Волги. Одну из них — «Вниз по Волге-реке»
Ф. Сор использовал в своем творчестве. Он полюбил и часто звучавшие здесь песни «Чем тебя я огорчила» и «По улице мостовой».
Фернандо Сор приехал в Россию, завоевав уже европейскую славу не только гитариста-виртуоза, но и творца, открывшего новые
возможности своего инструмента. В 1822 году, незадолго до приезда в Москву, Ф. Сор выступил в Париже. Французский журнал так
откликнулся на это выступление: «Сор очаровал парижан инструментом, который, внешне напоминая гитару, своим богатством звучаний мог быть
принят за целый оркестр, заключенный в маленький корпус».
Своим творчеством Фернандо Сор подтвердил известное мнение о том, что испанский композитор может создавать сочинения для разных
инструментов, но в сердце у него всегда гитара. Именно гитара и обессмертила имя Фернандо Сора.
В первой половине ХIХ века концертная жизнь Петербурга и Москвы в значительной степени была связана с музыкальными
салонами — подлинными центрами культуры. Здесь выступали известные русские и иностранные музыканты — пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы.
Здесь |