ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 303


Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

  Примером глубокого проникновения Фернандо Сора в русский музыкальный фольклор является одно из лучших гитарных произведений композитора — «Воспоминание о России». В его основе — две народные песни — «Чем тебя я огорчила» и «По улице мостовой». Сама история возникновения этого сочинения уникальна. Оно было написано не в России, а через двенадцать лет после отъезда из Москвы. И все эти годы Ф. Сор хранил в своем сердце воспоминания о далекой, но ставшей ему близкой стране. Лишь незадолго до своей кончины он осуществил свой замысел. «Воспоминание о России» Ф. Сор создавал для дуэта гитар, имея в виду себя и своего друга — знаменитого испанского гитариста Дионисио Агуадо. Они и стали первыми исполнителями.
  Судьба «Воспоминания о России» оказалась счастливой. В России оно звучало с конца XIX века и не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Например, в репертуар местных гитаристов города Уральска П. Чумакова и П. Корина входили «Два друга» и «Воспоминание о России». «Дуэты Сора, — писал Чумаков гитаристу В. Русанову в Москву, — мне очень нравятся, лучше их я еще не встречал». Среди поклонников творчества Ф. Сора в России был и талантливый педагог из Самары Леонид Васильевич Девятов. Нельзя без волнения читать строки его неопубликованной работы «Воспоминания старого гитариста», написанной в 30-х годах ХХ века. «Заканчивая свои воспоминания, — писал Девятов, — с твердым намерением посвятить и остаток своей жизни гитаре, я искренне желаю подрастающей молодежи овладевать гитарой не покладая рук, рекомендую побольше играть такие дуэты для двух гитар, как например, дуэты Сора («Два друга», «Воспоминание о России»), которые повергли меня в изумление своей красотой и мастерством».
  Первым русским биографом Фернандо Сора в России стал В. Русанов, опубликовавший очерк об испанском композиторе. Издатель и редактор журнала «Гитарист»,* он дал любителям гитары возможность расширить знакомство с наследием Ф. Сора. Заслугой В. Русанова явился перевод «Школы» Ф. Сора на русский язык. «Школа» выдающегося исполнителя-творца не только
___________________________

*«Гитарист». Музыкально-литературный журнал с нотным приложением. М., 1904-1906.

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru