ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ» - The NEW REVIEW

№ 238 • 2005 • С. 293-304
  «НОВЫЙ ЖУРНАЛ»
The NEW REVIEW
New York • USA
 

www.newreviewinc.com

Мирон ВАЙСБОРД

«ИМПЕРАТОР И МУЗЫКАНТ»

 

 

 

 

  СТАТЬИ, ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«НОВЫЙ ЖУРНАЛ»

 

С. 297


«Траурного марша».
  Нотный текст автографа сопровождается авторскими комментариями. И это придает ему еще большую ценность. Оставляя комментарии, Ф. Сор, возможно, видел их роль в раскрытии своего замысла. Он, конечно, не мог и представить, что мысли, высказанные им в начале XIX века, вызовут в начале XXI живой интерес своей проницательностью, точным соответствием исторической правде.
  Марш начинается небольшим вступлением. Автор поясняет: «В звуках военного оркестра — трагическое событие. Охватившее всех горе и подавленность». Вслед за вступлением звучит скорбная, отмеченная благородной сдержанностью мелодия. «Армия, — комментирует Ф. Сор, — провожает в последний путь любимого полководца. Не в силах поверить в трагедию, она все еще обращается к императору».
  Но вот проникнутая светлой печалью мелодия умолкает. Рождаются чистые, возвышенные звуки, в которых словно оживает душа императора. Композитору удалось приблизиться к пониманию фигуры императора не только как к выдающейся личности, изменившей историю, но и почувствовать в нем обыкновенного человека. В этом удивительном сплаве и заключена неповторимость духовного мира Александра I — божественного и земного.
  «Слава, — пророчески утверждал Ф. Сор, — переживет императора. Вера в Бога, которую он с достоинством пронес через всю жизнь, вознесла его чистую душу в божественную обитель. А его самого к ангелам».
  Мысли Ф. Сора, приведенные в этом комментарии, близки замыслу архитектора Огюста Монферрана, автора Александрийской колонны, воздвигнутой в центре Петербурга на Дворцовой площади. Колонну венчает фигура ангела с лицом Александра I. На ее постаменте высечена надпись: «Александру I — Благодарная Россия». Близко это и к содержанию одного из эпизодов романа Льва Толстого «Война и мир». Толстой отмечает «чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому было дано наименование ангела во плоти».
  В завершающем комментарии Ф. Сор вновь говорит о взаимоотношениях армии и императора, всегда проявлявшего к ней отеческую заботу: «И снова чувства армии устремлены к императору. В скорбном молчании — безмерное горе. Последние почести армии".
  Итак,  нотный  автограф  «Марша»  с комментариями Сора был обнаружен.  Но возникал вопрос:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Рейтинг@Mail.ru