«Траурного марша».
Нотный текст автографа сопровождается авторскими комментариями. И это придает ему еще большую ценность. Оставляя
комментарии, Ф. Сор, возможно, видел их роль в раскрытии своего замысла. Он, конечно, не мог и представить, что мысли, высказанные
им в начале XIX века, вызовут в начале XXI живой интерес своей проницательностью, точным соответствием исторической правде.
Марш начинается небольшим вступлением. Автор поясняет: «В звуках военного оркестра — трагическое событие. Охватившее всех
горе и подавленность». Вслед за вступлением звучит скорбная, отмеченная благородной сдержанностью мелодия. «Армия, — комментирует
Ф. Сор, — провожает в последний путь любимого полководца. Не в силах поверить в трагедию, она все еще обращается к императору».
Но вот проникнутая светлой печалью мелодия умолкает. Рождаются чистые, возвышенные звуки, в которых словно оживает душа
императора. Композитору удалось приблизиться к пониманию фигуры императора не только как к выдающейся личности,
изменившей историю, но и почувствовать в нем обыкновенного человека. В этом удивительном сплаве и заключена неповторимость
духовного мира Александра I — божественного и земного.
«Слава, — пророчески утверждал Ф. Сор, — переживет императора. Вера в Бога, которую он с достоинством пронес через
всю жизнь, вознесла его чистую душу в божественную обитель. А его самого к ангелам».
Мысли Ф. Сора, приведенные в этом комментарии, близки замыслу архитектора Огюста Монферрана, автора Александрийской
колонны, воздвигнутой в центре Петербурга на Дворцовой площади. Колонну венчает фигура ангела с лицом Александра I. На ее постаменте
высечена надпись: «Александру I — Благодарная Россия». Близко это и к содержанию одного из эпизодов романа Льва Толстого
«Война и мир». Толстой отмечает «чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому было дано наименование ангела во плоти».
В завершающем комментарии Ф. Сор вновь говорит о взаимоотношениях армии и императора, всегда проявлявшего к ней отеческую заботу:
«И снова чувства армии устремлены к императору. В скорбном молчании — безмерное горе. Последние почести армии".
Итак, нотный автограф «Марша» с комментариями Сора был обнаружен. Но возникал вопрос: |