ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

СЕМЁН НИКОЛАЕВИЧ АКСЁНОВ

гитарист, композитор
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

* * *

Б. Л. Вольман

 

Семен Николаевич Аксенов

Из книги "Гитара в России", Ленинград, Музгиз, 1961.

 

[...] Живя в Москве, Аксенов брал уроки игры на гитаре у А. Сихры и добился крупных успехов, уже тогда проявив особую любовь к народной песне. Как указывает М. Стахович, "Аксенов первый начал исключительно обрабатывать гитару для русских песен и развил особенно певучую ее сторону – лигаты".

Увлечение Аксенова русской песней оказало большое воздействие на Сихру, до того времени занимавшегося обработкой главным образом произведений западной музыки. Певучесть исполнения, которая отличала игру Аксенова, не слишком нравилась Сихре, уподоблявшему гитару арфе и считавшему гитару скорее изобразительным, чем выразительным инструментом. Применявшиеся Аксеновым легато и вибрато он называл "цыганщиной", но вынужден был считаться с этими индивидуальными особенностями своего талантливого ученика. Значительной была гитарная техника Аксенова. "Экзерсиции", созданные Сихрой, были предназначены для Аксенова, что говорит о больших его успехах в этой области. Ко времени отъезда Сихры из Москвы Аксенов уже был известен как лучший гитарист-исполнитель.

[...] Поселившись в Петербурге, Аксенов стал выпускать "Новый журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки". В журнале помещались русские песни с вариациями, в том числе и ставшие особенно популярными вариации на песню "Среди долины ровныя". Кроме вариаций Аксенова на русские песни, в журнале встречаются вариации на арию из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и романс Аксенова для пения с сопровождением гитары "Уж всё весну встречает". Вслед за изданием журнала Аксеновым был опубликован ряд сочинений в вариационной форме (вариации на песни "Ах, что ж ты, голубчик, невесел, сидишь", "Винят меня в народе", "Камаринская", посвященная Сихре, и др.). Из произведений западной музыки им были обработаны лишь "Охота" Дюссека и ария Л. Маурера. Количество напечатанных пьес Аксенова было сравнительно невелико.

Аксенов очень высоко ставил Сихру как педагога. Упомянутые уже "Экзерсиции" Сихры были изданы благодаря Аксенову, взявшему на себя все труды и расходы по их печатанию и распространению. В 1817 году, накануне выхода "Экзерсиции" в свет, Аксенов писал: "Господин Сихра, столь известный любителям гитарной музыки по талантам, по искусству, по практическому и подробному сведению сего инструмента, сочинил ныне для оного четыре больших экзерсиции в тонах, do, sol и re major и si mineur. Сим сочинением русская семиструнная гитара смело может гордиться пред всеми доселе известными в свете этюдами, экзерсициями и школами, изданными на гитару. Экзерсиции г. Сихры выдут в свет под названием: "Практические правила играть на гитаре, в четырех больших экзерсициях состоящих" и составят очень немалое издание. Правила сии рекомендуются всем знатокам, любителям и обучающимся на гитаре. Только долговременная опытность и деятельность могут производить таковые редкие сочинения, еще более заслуживающие внимания и уважения потому, что они сделаны для инструмента весьма нового. В четырех экзерсициях г. Сихры находятся те же приятности, те же красоты и то же искусство музыки, чем славятся другие инструменты, давно обработанные, и чем гитара стала наряду с ними. Соединение гармонии с мелодиею в сих экзерсициях, искусственные переходы из тона в другой составляют для слуха прелестную цепь музыкальных модуляций, везде обдуманных и приноровленных. Все пассажи в сих экзерсициях, как в классическом сочинении, означены цифрами, показывающими лады и пальцы. Надобно прибавить, что оно весьма способно и полезно также для гитар шестиструнной и пятиструнной. Я смело могу назвать сие сочинение музыкальным источником, в коем всяк найдет пользу. Это ключ к тайне играть искусно на приятнейшем инструменте.

Оценка этого сочинения Сихры явно преувеличена, но приведенный отзыв характеризует самого Аксенова как человека, глубоко преданного своему учителю. Интересно в нем также свидетельство Аксенова, что еще в 1817 году в России были распространены не только семиструнная и шестиструнная, но и пятиструнная гитара, для которых, по его мнению, "Экзерсиции" Сихры были вполне пригодны.

В 1819 году из печати вышла "Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксеновым". И. Гельда в то время уже не было в живых, а его Школа считалась лучшим методическим руководством по игре на гитаре и имела, несмотря на ряд переизданий, значительный спрос. Поэтому, когда книготорговец В. Плавильщиков предложил для нового издания отредактировать Школу Гельда, Аксенов охотно согласился, сделав к Школе собственные добавления. Им была написана небольшая глава – "Способ играть на гитаре гармоническими звуками", в которой объяснены приемы извлечения натуральных и искусственных флажолетов на гитаре. Их он неоднократно применял в собственных сочинениях. Помимо того, к инструктивным пьесам, имевшимся в Школе Гельда, Аксеновым присоединены небольшие собственные пьески педагогического назначения, обработки и этюды. Все это сделано вполне грамотно и с художественной стороны, и в методическом отношении.

Извлечение флажолетных звуков, применявшееся Аксеновым, расценивалось современниками как крупное "отечественное изобретение". В журнале "Отечественные записки" сообщалось об этом: "Ныне известный любитель и отличный игрок на гитаре С. Н. Аксенов открыл способ разыгрывать на сем инструменте гармонически все ноты. До сего известны были единственно три лада – 4, 5 и 7, издающие флажолетные звуки. Г. Аксенов распространил их на все полутоны, привел в систему и приспособил так, что всякий, играющий на гитаре, легко может постичь сие открытие, коль скоро со вниманием изучит описание оного, помещенное в новой гитарной школе... Любители гармонии с благодарностью узнают о сем открытии, ибо ничто не может быть приятнее флажолетных звуков на гитаре: она тогда делается нежнее даже духовых инструментов".

Аксенов пытался сочинять не только для гитары. Он был близок литературным кругам и с 1818 года состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, в журналах которого помещал свои романсы на тексты поэтов-современников – Ф. Глинки, Нечаева и др. ("Цветы – одно мне утешенье", "Я не скажу тебе – люблю", "Ты песенки желала, Хлоя" и др.). Хотя эти романсы напечатаны в журнале для пения с фортепьяно, но фактура сопровождения явно говорит о "гитарном" замысле автора.

После 1830 года, а может быть и несколько раньше, музыкальная деятельность С. Н. Аксенова прекратилась. По свидетельству М. Стаховича, "в последнее время его жизни редко кому удавалось его слышать, и то слишком близким людям или родственникам. По их отзывам, игра его была необыкновенная, но случаи эти были слишком редки. Обманом, как "рассказывали мне, добывали забытую его превосходную и знаменитую гитару из ящика, переносили из комнаты в комнату, чтоб он не догадался, и чтобы сам случайно взял ее и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было его слышать".
 

ЛИТЕРАТУРА: Русский биографический словарь: В 25 т. / А. А. Половцов. – М.,1896-1918; Стахович М. А. Очерк истории семиструнной гитары; Русанов В. А. Что играть? Критико-библиографические этюды [С. Н. Аксенов] // Музыка гитариста. – 1907. – № 3. – С. 35-38; Столпянский П. Н. Старый Петербург: Музыка и музицирование в старом Петербурге: исторический очерк. – Л., Мысль, 1925; Вольман Б. Л. Гитара в России. – Ленинград, Музгиз, 1961.

1 2 3 4 5
Рейтинг@Mail.ru