АЛФЕРЬЕВ (Алфёров), Василий Сергеевич, род. в 1785 - ум. после 1835, — русский гитарист, композитор, фольклорист. В начале XIX в. жил в Москве,
во время Отечественной войны 1812 года перебрался в Петербург. В 1814 году вернулся в Москву. Предположительно, был одним из первых московских учеников
А. О. Сихры*. Двоюродный дед писателя Н. С. Лескова (1831-1895) по материнской линии**. Знаток и собиратель русского фольклора. Был
членом-сотрудником Вольного общества любителей российской словесности***, на
одном из заседаний которого сделал доклад «Черты нравов и дух народа русского, извлеченные из песен». Издал в Москве в 1831 г. «Загадки на
святки» — собрание различных шарад, логогрифов, омонимов. Участвовал в подготовке песенных текстов для сборника русских народных песен Д. Н. Кашина (кн. 1-2,
1833-1834). Выпустил книгу «Для русских святок, песни, музыка и гадания» (М., Тип. Селивановского. 1835), содержащую описание святочных игр, обрядов и песен, а также тексты
подблюдных песен с музыкой, гармонизованной Д. Н. Кашиным. Этот сборник получил высокую оценку современников. Известный историк и фольклорист И. М.
Снегирев писал о нем: «До сих пор лучшее напечатал издание святочных песен В. С. Алферьев, который однакож позволил себе сделать несколько перемен в
словах в пользу музыки»****. Издавал в Москве ежемесячный «Русский карманный
песенник для семиструнной гитары» (1808) и нотный «Журнал гитарный» (1809-1810)*****. Автор музыки романсов и баллад с сопровождением гитары или
фортепиано, из которых, в частности, известны следующие:
Моя надежда : "Надежда! Ты моей богиней..." [ Для голоса с сопровожд. ф-п. или гитары ] / Романс А. С. Кайсарова; Музыка В. Алферьева. - [Спб.,
1818]. – 2 с. ; 22 х 31 см. – Нот. прил. к журн. "Труды Высочайше утвержденного Вольного общества любителей российской словесности", 1818, ч. 4, кн. 2.
Тоска по милом : "Дубрава шумит..." [ Для голоса с сопровожд. ф-п. или гитары ] / Романс В.А. Жуковского; Музыка В.Алферьева. – [Спб., 1818]. – 2 с.
; 20 см. – Нот. прил. к журн. "Труды Высочайше утвержденного Вольного общества любителей российской словесности", 1818, ч.3, кн.3.
Братоубийца, баллада В. А. Жуковского, музыка Алферьева. – М., тип. Селивановского. 1834. 4°.
Младенец : "В бурю, в легком челноке..." [ Для голоса с сопровожд. ф-п. или гитары ] / Романс В. А. Жуковского; Музыка В. Алферьева. – [1830-е гг.]
Рыбак, баллада Гете, переведенная с нем. языка В. А. Жуковским, положенная на музыку с аккомпанементом ф-п. или гитары В. Алферьевым. – [Б.м.], 1821.
|
Василий Степанович Сопиков
(1765 - 1818)
книготорговец, издатель, библиограф
ОПЫТ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОГРАФИИ
или
Полный словарь сочинений и переводов,
напечатанных на славянском
и российском языках
от
начала заведения типографий по 1813 г.
Ч. III. СПб.,
1815 г.
2-е изд., с прим. и доп. В. Н. Рогожина,
СПб., Изд. А. С. Суворина, 1904.
3790. ЖУРНАЛ
гитарный, на 1810 год; издавал Василий Алферов; Москва, — 8 р.
Очень редкое и ненаходимое издание; вероятно это только ноты для гитары без теста.
3850. РУССКИЙ карманный песенник для семиструнной гитары, на 1808 год; издавал Василий Алферов; Москва,— 8 р.
По всему вероятию, это не было периодическое издание, а род музыкального
альманаха, причем, по указанию Геннади, он вышел не в 1808 г., а в 1804 г. Издание это очень редкое и до сего времени неизвестное. См. Геннади
Словарь, т. 1, стр. 20.*
* Имеется в виду "Справочный словарь о русских писателях и учёных,
умерших в XVIII и XIX столетиях и список русских книг с 1725 по 1825 г." Григория Геннади, вышедший на русском языке в Берлине в 1876 г.,
где годом издания Песенника указан 1804. Вероятно, ошибка составителя,
пользовавшегося, судя по следующей ниже записи о "Журнале гитарном, на 1810 г.", текстом В. Сопикова: в скобках в качестве источника им указано —
(Соп. 3790). |
Издания В. Алферьева в "Опыте российской библиографии" (1815) В. С. Сопикова,
изд. 2-е, с примечаниями и дополнениями В. Н. Рогожина (1904).
Журнал Н. А. Полевого «Московский телеграф», в разделе «Смесь. Журналистика» во второй статье «Обозрения Русских
Журналов, с самого начала их до 1828 года» (1827, № 23), публиковавшихся за подписью «Журнальный сыщик» (кн. П. А. Вяземский), также называет издания Алферьева:
«Еще выходило в России несколько журналов музыкальных, т. е. собраний музыкальных пьес, по тетрадке, в известное время; из таких известны нам названия следующих:
Журнал отечественной музыки, Д. Кашина, в 1806 г.
Русский карманный песенник для гитары, В. Алферова, в 1808 г.
Журнал гитарный, изд. им же, в 1810 г.
Журнал для фортепиано, изд. Ф. Нерлих, в 1811 г.
Но мы не знаем: сколько и как продолжались сии издания...»
(Московский телеграф, 1827. Ч. XVIII, № 23. С. 144).
* М. И. Имханицкий в работе «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» (2008) пишет:
«В числе первых учеников А. О. Сихры следует также упомянуть Василия Сергеевича Алферьева (1775–ок. 1835). Уже в 1797 году была издана его
фантазия на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила», а с 1808 года он начал ежемесячно издавать выпуски «Русского карманного песенника для
семиструнной гитары». В него входили многочисленные «песни с вариациями», отдельные миниатюры, транскрипции популярных в то время оперных арий,
произведения музыкальной классики, романсы для голоса с гитарой. Публиковались здесь и различные модные танцы, предназначенные как гитаре
соло, так и гитарным дуэтам (В. С. Алферьев состоял также членом «Вольного общества любителей российской словесности». Как отмечает М. Г. Долгушина,
оно, «декларируя прежде всего благотворительные цели, объединило вокруг себя широкий круг заинтересованных представителей дворянского сословия». Музыкант
был также большим любителем и собирателем русского фольклора. Согласно данным той же книги, в издававшемся этим обществом журнале в качестве нотных
приложений регулярно публиковались романсы В. С. Алферьева, как и С. Н. Аксенова — они создавались преимущественно на слова современных им поэтов)» (стр. 103).
** В. С. Алферьев был братом Пётра Сергеевича Алферьева, отца матери Н. С. Лескова – Марии Петровны Лесковой (урожд. Алферьева, 1813-1886). О своей
многочисленной родне по линии Алферьевых сам писатель в статье «Геральдический туман» (Лесков Н.С. Геральдический туман. (Заметки о родовых
прозвищах) // Исторический вестник, 1886. – Т. 24. – № 6. – С. 598-613) с большим юмором писал, в частности, следующее:
«...Их (Алферьевых) очень много везде, и в Петербурге, и в Москве, и в Орле, и в Киеве. Были из Алферьевых писатели, поэты, профессора, генералы,
но больше всего чиновники и мелкопоместные. Канцелярия старого московского сената считала одно время у себя "целое племя" Алферьевых, хотя некоторые из
тех Алферьевых были между собою не родня, а только однофамильцы. Было по Москве много еще и других Алферьевых, и все они были не старые родовитые
дворяне, а из чиновников и отчасти из "колокольных дворян", то есть из духовенства. <...> Между линиями же Алферьевых один московский отводок
отличался образованностью и другими хорошими качествами, и тут были усвоены уже некоторые приемы родовитой знати. Эти Алферьевы (тоже не дворяне) были
по мужской линия Сергеи и Иваны, а по изотчеству Ивановичи и Сергеевичи... <...> Моих московских дедов: Петра Сергеевича, Ивана Сергеевича и ученого
Василья Сергеевича иногородние Алферьевы и слыхом не слыхали...».
А. А. Половцов в «Русском биографическом словаре» (С. 66) в библиографии к статье о В. С. Алферьеве ссылается на эту публикацию H. C. Лескова в
«Историческом вестнике» как на статью «внучатного племянника Алферьева».
Л. П. Гроссман в книге «Н. С. Лесков: жизнь, творчество, поэтика» (1945) писал: «...дед Лескова по матери, Пётр Сергеевич Алферьев, принадлежал к
московской ветви этой фамилии, отличавшейся образованностью. Он служил в войсках, вышел в отставку в скромном офицерском чине и с 1818 года управлял
орловским имением помещиков Страховых [село Горохово Орловской губернии, где и родился Н. С. Лесков]. Это был, по свидетельству его внука, прекрасный
хозяин, начитанный и справедливый, стремившийся даже искоренять суеверия в крестьянской среде. Это просветительство он, правда, проводил довольно
крутыми мерами: народных знахарей и гадателей он подвергал сечению, садил на цепь, отдавал в солдаты, заключал в смирительные дома. Во всём этом,
несомненно, сказывались воззрения времени, но, видимо, и сам гороховский управитель, судя по описаниям его внука, не был свободен от черт власности и
суровости, которые не раз проступают в семейной хронике Алферьевых и Лесковых.
<...> Брат Петра Сергеевича — Василий Сергеевич Алферьев (то есть двоюродный дед Лескова) известен несколькими публикациями, преимущественно
по народным обрядам, песням и гаданиям. Примечателен этот интерес близкого родственника Лескова к этнографии, фольклору и литературе (уже в 30-х годах)» (стр. 15).
*** В. С. Алферьев был принят членом-сотрудником Вольного общества любителей российской словесности в один день с Семёном
Николаевичем Аксёновым — 18 февраля 1818 года (Действительные члены, члены-сотрудники и почетные члены Вольного общества любителей
российской словесности (по старшинству вступления) : [Список] // Базанов В. Вольное общество любителей российской словесности. – Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1949. – С. 408).
**** Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеврные обряды. М., Унив. тип., 1837. Т. 2, с. 84 (примеч.).
***** Поскольку современное содержание понятия «музыкальный журнал» сильно отличается от его значения в начале XIX века, считаем необходимым привести
на этот счет несколько авторитетных пояснений.
Советский литературовед и библиограф П. Н. Берков (1896-1969) писал: «Первые перечни русских журналов и газет были помещены в «Опыте российской
библиографии» В. С. Сопикова. В ч. 2 (Спб., 1814, с. 64-65) под словом «Ведомости» было перечислено 7 газет, а в ч. 3 (1815, с. 11-33) – 97
ежемесячных и 34 еженедельных периодических издания (под словом «Ежемесячные и периодические сочинения»). Для правильного понимания тогдашней
библиографической терминологии следует учесть, что «ведомости» более или менее точно соответствовали нашей «газете», а термин «ежемесячное и
периодическое сочинение» в конце XVIII – начале XIX в. был шире нашего современного слова «журнал», так как включал также и те произведения
какого-либо одного автора, которые издавались через определенные промежутки времени, отнюдь не будучи на самом деле журналом. Поэтому в списке
«ежемесячных и периодических сочинений» фигурируют такие издания, как <...>, или наконец, «род музыкального альманаха», по определению В. Н. Рогожина, –
«Русский карманный песенник для семиструнной гитары, на 1808 год», изданный В. Алферовым. (Берков П. Н. Избранное: труды по книговедению и
библиографоведению. – М. : Книга, 1978. – С. 52).
В «Музыкальном словаре» Г. Римана по этому поводу читаем:
«Между последними [музыкальными журналами] необходимо различать а) нотные ж-ы, б) собственно «м. ж-ы» (критика, история, биография и т. д.), в) ж-ы
муз.-театральные и художественные, т. е. имеющие кроме специально музык. отдела также отделы, посвященные театру и др. искусствам, г) ж-ы смешанного
характера, литературные, но с выделенным муз. отделом, и наконец, д) периодические сборники и альманахи, посвящ. целиком или частью музыке или
муз. произведениям. Последних сравнительно немного; игнорировать их, однако, нельзя, т. к. вначале они во многом восполняли пробел в издании
собственно-муз. журналов» (Журналы (музыкальные) в России // Риман Г. Музыкальный Словарь [Пер. с 5-го нем. издания Б. П. Юргенсона, доп. рус.
отд-нием]. – Москва; Лейпциг: Изд. П. Юргенсона, 1901. – С. 516).
Советская «Музыкальная энциклопедия» дополнительно поясняла: «В течение длит. времени (вплоть до 40-х гг. 19 в.) рус. муз. периодику представляли
только нотные журналы. Отсутствие в эти годы собственно Ж. м. объясняется сравнительно ограниченным развитием обществ. муз. жизни, замыкавшейся в
значит. части в распространённых тогда муз. кружках и салонах. В этот период пробел в собственно Ж. м. восполняли газеты и в особенности лит. журналы,
публиковавшие муз. известия и статьи по музыке, а также периодически издававшиеся сборники и альманахи, посв. целиком или частично музыке»
(Ямпольский И. М. Журналы музыкальные // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Т. 2. - М. : Сов. энцикл., 1974. – С. 408). |