ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ АЛФЕРЬЕВ

гитарист, композитор, фольклорист
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

АЛФЕРЬЕВ (Алфёров), Василий Сергеевич, род. в 1785 - ум. после 1835, — русский гитарист, композитор, фольклорист. В начале XIX в. жил в Москве, во время Отечественной войны 1812 года перебрался в Петербург. В 1814 году вернулся в Москву. Предположительно, был одним из первых московских учеников А. О. Сихры*. Двоюродный дед писателя Н. С. Лескова (1831-1895) по мате­ринской линии**. Знаток и собиратель русского фольклора. Был членом-сотрудником Вольного об­щества любителей российской словесности***, на одном из заседаний которого сделал доклад «Черты нравов и дух народа русского, извлеченные из песен». Издал в Москве в 1831 г. «Загадки на святки» — собрание различных шарад, логогрифов, омонимов. Участвовал в подготовке песенных текстов для сборника русских народных песен Д. Н. Кашина (кн. 1-2, 1833-1834). Выпустил книгу «Для русских святок, песни, музыка и гадания» (М., Тип. Селивановского. 1835), содержащую описание святочных игр, обрядов и песен, а также тексты подблюдных песен с музыкой, гармонизованной Д. Н. Кашиным. Этот сборник получил высокую оценку современников. Известный историк и фольклорист И. М. Снегирев писал о нем: «До сих пор лучшее напечатал издание святочных песен В. С. Алферьев, который однакож позволил себе сделать несколько перемен в словах в пользу музыки»****. Издавал в Москве ежемесячный «Русский карманный песенник для семиструнной гитары» (1808) и нотный «Журнал гитарный» (1809-1810)*****. Автор музыки романсов и баллад с сопровождением гитары или фортепиано, из которых, в частности, известны следующие:

Моя надежда : "Надежда! Ты моей богиней..." [ Для голоса с сопровожд. ф-п. или гитары ] / Романс А. С. Кайсарова; Музыка В. Алферьева. - [Спб., 1818]. – 2 с. ; 22 х 31 см. – Нот. прил. к журн. "Труды Высочайше утвержденного Вольного общества любителей российской словесности", 1818, ч. 4, кн. 2.

Тоска по милом : "Дубрава шумит..." [ Для голоса с сопровожд. ф-п. или гитары ] / Романс В.А. Жуковского; Музыка В.Алферьева. – [Спб., 1818]. – 2 с. ; 20 см. – Нот. прил. к журн. "Труды Высочайше утвержденного Вольного общества любителей российской словесности", 1818, ч.3, кн.3.

Братоубийца, баллада В. А. Жуковского, музыка Алферьева. – М., тип. Селивановского. 1834. 4°.

Младенец : "В бурю, в легком челноке..." [ Для голоса с сопровожд. ф-п. или гитары ] / Романс В. А. Жуковского; Музыка В. Алферьева. – [1830-е гг.]

Рыбак, баллада Гете, переведенная с нем. языка В. А. Жуковским, положенная на музыку с аккомпанементом ф-п. или гитары В. Алферьевым. – [Б.м.], 1821.
 

Издания В. Алферьева в "Опыте российской библиографии" (1815) В. С. Сопикова.


Василий Степанович Сопиков
(1765 - 1818)
книготорговец, издатель, библиограф

ОПЫТ РОССИЙСКОЙ БИБЛИОГРАФИИ

или
Полный словарь сочинений и переводов,
напечатанных на славянском
и российском языках
от начала заведения типографий по 1813 г.

Ч. III. СПб., 1815 г.
2-е изд., с прим. и доп. В. Н. Рогожина,
СПб., Изд. А. С. Суворина, 1904.
 

3790. ЖУРНАЛ гитарный, на 1810 год; изда­вал Василий Алферов; Москва, — 8 р.

Очень редкое и ненаходимое издание; вероятно это только ноты для гитары без теста.

3850. РУССКИЙ карманный песенник для семиструнной гитары, на 1808 год; издавал Василий Алферов; Москва,— 8 р.

По всему вероятию, это не было периоди­ческое издание, а род музыкального альма­наха, причем, по указанию Геннади, он вышел не в 1808 г., а в 1804 г. Издание это очень редкое и до сего времени неизвестное. См. Геннади Словарь, т. 1, стр. 20.*
 

* Имеется в виду "Справочный словарь о русских пи­сателях и учёных, умерших в XVIII и XIX столетиях и список русских книг с 1725 по 1825 г." Григория Геннади, вышедший на рус­ском языке в Берлине в 1876 г., где годом из­дания Песенника указан 1804. Вероятно, ошиб­ка составителя, пользовавшегося, судя по сле­дующей ниже записи о "Журнале гитарном, на 1810 г.", текстом В. Сопикова: в скобках в качестве источника им указано — (Соп. 3790).

Издания В. Алферьева в "Опыте российской библиографии" (1815) В. С. Сопикова,
изд. 2-е, с примечаниями и дополнениями В. Н. Рогожина (1904).

Журнал Н. А. Полевого «Московский телеграф», в разделе «Смесь. Журналистика» во второй статье «Обозрения Русских Журналов, с самого начала их до 1828 года» (1827, № 23), публиковавшихся за подписью «Журнальный сыщик» (кн. П. А. Вяземский), также называет издания Алферьева:

«Еще выходило в России несколько журналов музыкальных, т. е. собраний музыкальных пьес, по тетрадке, в известное время; из таких известны нам названия следующих:

Журнал отечественной музыки, Д. Кашина, в 1806 г.
Русский карманный песенник для гитары, В. Алферова, в 1808 г.
Журнал гитарный, изд. им же, в 1810 г.
Журнал для фортепиано, изд. Ф. Нерлих, в 1811 г.

Но мы не знаем: сколько и как продолжались сии издания...» (Московский телеграф, 1827.  Ч. XVIII, № 23. С. 144).
 


* М. И. Имханицкий в работе «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» (2008) пишет:
   «В числе первых учеников А. О. Сихры следует также упомянуть Василия Сергеевича Алферьева (1775–ок. 1835). Уже в 1797 году была издана его фантазия на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила», а с 1808 года он начал ежемесячно издавать выпуски «Русского карманного песенника для семиструнной гитары». В него входили многочисленные «песни с вариациями», отдельные миниатюры, транскрипции популярных в то время оперных арий, произведения музыкальной классики, романсы для голоса с гитарой. Публиковались здесь и различные модные танцы, предназначенные как гитаре соло, так и гитарным дуэтам (В. С. Алферьев состоял также членом «Вольного общества любителей российской словес­ности». Как отмечает М. Г. Долгушина, оно, «декларируя прежде всего благотворительные цели, объединило вокруг себя широкий круг заинтересованных представителей дворянского сословия». Музыкант был также большим любителем и собирателем русского фольклора. Согласно данным той же книги, в издававшемся этим обществом журнале в качестве нотных приложений регулярно публиковались романсы В. С. Алферьева, как и С. Н. Аксенова — они создавались преимущественно на слова современных им поэтов)» (стр. 103).

** В. С. Алферьев был братом Пётра Сергеевича Алферьева, отца матери Н. С. Лескова – Марии Петровны Лесковой (урожд. Алферьева, 1813-1886). О своей многочисленной родне по линии Алферьевых сам писатель в статье «Геральдический туман» (Лесков Н.С. Геральдический туман. (Заметки о родовых прозвищах) // Исторический вестник, 1886. – Т. 24. – № 6. – С. 598-613) с большим юмором писал, в частности, следующее:
   «...Их (Алферьевых) очень много везде, и в Петербурге, и в Москве, и в Орле, и в Киеве. Были из Ал­ферьевых писатели, поэты, профессора, генералы, но больше всего чиновники и мелкопоместные. Канцелярия старого московского сената считала одно время у себя "целое племя" Алферьевых, хотя некоторые из тех Алферьевых были между собою не родня, а только однофамильцы. Было по Москве много еще и других Алферьевых, и все они были не старые родовитые дворяне, а из чиновников и отчасти из "колокольных дворян", то есть из духовенства. <...> Между линиями же Алферьевых один московский отводок отличался образованностью и другими хорошими качествами, и тут были усвоены уже некоторые приемы родовитой знати. Эти Алферьевы (тоже не дворяне) были по мужской линия Сергеи и Иваны, а по изотчеству Ивановичи и Сергеевичи... <...> Моих московских дедов: Петра Сергеевича, Ивана Сергеевича и ученого Василья Сергеевича иногородние Алферьевы и слыхом не слыхали...».
   А. А. Половцов в «Русском биографическом словаре» (С. 66) в библиографии к статье о В. С. Алферьеве ссылается на эту публикацию H. C. Лескова в «Историческом вестнике» как на статью «внучатного племянника Алферьева».
   Л. П. Гроссман в книге «Н. С. Лесков: жизнь, творчество, поэтика» (1945) писал: «...дед Лескова по матери, Пётр Сергеевич Алферьев, принадлежал к московской ветви этой фамилии, отличавшейся образо­ванностью. Он служил в войсках, вышел в отставку в скромном офицерском чине и с 1818 года управлял орловским имением помещиков Страховых [село Горохово Орловской губернии, где и родился Н. С. Лесков]. Это был, по свидетельству его внука, прекрасный хозяин, начитанный и справедливый, стремившийся даже искоренять суеверия в крестьянской среде. Это просветительство он, правда, проводил довольно крутыми мерами: народных знахарей и гадателей он подвергал сечению, садил на цепь, отдавал в солдаты, заключал в смирительные дома. Во всём этом, несомненно, сказывались воззрения времени, но, видимо, и сам гороховский управитель, судя по описаниям его внука, не был свободен от черт власности и суровости, которые не раз проступают в семейной хронике Алферьевых и Лесковых.
   <...> Брат Петра Сергеевича — Василий Сергеевич Алферьев (то есть двоюродный дед Лескова) известен несколькими публикациями, преимущественно по народным обрядам, песням и гаданиям. Примечателен этот интерес близкого родственника Лескова к этнографии, фольклору и литературе (уже в 30-х годах)» (стр. 15).

*** В. С. Алферьев был принят членом-сотрудником Вольного общества любителей российской словесности в один день с Семёном Николаевичем Аксёновым — 18 февраля 1818 года (Действительные члены, члены-сотрудники и почетные члены Вольного общества любителей российской словесности (по старшинству вступления) : [Список] // Базанов В. Вольное общество любителей российской словесности. – Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1949. – С. 408).

**** Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеврные обряды. М., Унив. тип., 1837. Т. 2, с. 84 (примеч.).

***** Поскольку современное содержание понятия «музыкальный журнал» сильно отличается от его значения в начале XIX века, считаем необходимым привести на этот счет несколько авторитетных пояснений.
   Советский литературовед и библиограф П. Н. Берков (1896-1969) писал: «Первые перечни русских журналов и газет были помещены в «Опыте российской библиографии» В. С. Сопикова. В ч. 2 (Спб., 1814, с. 64-65) под словом «Ведомости» было перечислено 7 газет, а в ч. 3 (1815, с. 11-33) – 97 ежемесячных и 34 еженедельных периодических издания (под словом «Ежемесячные и периодические сочинения»). Для правильного понимания тогдашней библиографической терминологии следует учесть, что «ведомости» более или менее точно соответствовали нашей «газете», а термин «ежемесячное и периодическое сочинение» в конце XVIII – начале XIX в. был шире нашего современного слова «журнал», так как включал также и те произведения какого-либо одного автора, которые издавались через определенные промежутки времени, отнюдь не будучи на самом деле журналом. Поэтому в списке «ежемесячных и периодических сочинений» фигурируют такие издания, как <...>, или наконец, «род музыкального альманаха», по определению В. Н. Рогожина, – «Русский карманный песенник для семиструнной гитары, на 1808 год», изданный В. Алферовым. (Берков П. Н. Избранное: труды по книговедению и библиографоведению. – М. : Книга, 1978. – С. 52).
   В «Музыкальном словаре» Г. Римана по этому поводу читаем: «Между последними [музыкальными жур­налами] необходимо различать а) нотные ж-ы, б) собственно «м. ж-ы» (критика, история, биография и т. д.), в) ж-ы муз.-театральные и художественные, т. е. имеющие кроме специально музык. отдела также отделы, посвященные театру и др. искусствам, г) ж-ы смешанного характера, литературные, но с выделенным муз. отделом, и наконец, д) периодические сборники и альманахи, посвящ. целиком или частью музыке или муз. произведениям. Последних сравнительно немного; игнорировать их, однако, нельзя, т. к. вначале они во многом восполняли пробел в издании собственно-муз. журналов» (Журналы (музыкальные) в России // Риман Г. Музыкальный Словарь [Пер. с 5-го нем. издания Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. – Москва; Лейпциг: Изд. П. Юргенсона, 1901. – С. 516).
   Советская «Музыкальная энциклопедия» дополнительно поясняла: «В течение длит. времени (вплоть до 40-х гг. 19 в.) рус. муз. периодику представляли только нотные журналы. Отсутствие в эти годы собственно Ж. м. объясняется сравнительно ограниченным развитием обществ. муз. жизни, замыкавшейся в значит. части в распространённых тогда муз. кружках и салонах. В этот период пробел в собственно Ж. м. восполняли газеты и в особенности лит. журналы, публиковавшие муз. известия и статьи по музыке, а также периодически издававшиеся сборники и альманахи, посв. целиком или частично музыке» (Ямпольский И. М. Журналы музыкальные // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Т. 2. - М. : Сов. энцикл., 1974. – С. 408).

1 2
Рейтинг@Mail.ru