АРГАМАКОВ, Юрий Александрович, род. 1 января 1940, – ум. 20 ноября 2012, — российский гитарист и педагог, художник. Жил в г. Кисловодске Ставропольского края. Солист Государственной филармонии на Кавказских
Минеральных Водах*, ученик А. М. Иванова-Крамского в Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1961-1964 гг.). Преподавал классическую гитару в детской
музыкальной школе, а затем в училище. В 1980 году Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия» была выпущена пластинка «Юрий Аргамаков (гитара) — Произведения А. Иванова-Крамского» (Стерео С22 14833-34), в которую вошли следующие
произведения: Ноктюрн, Танец, Вариации на темы двух русских народных песен («Ты пойди, моя коровушка, домой» и «Пойду ль, выйду ль я»), Грёзы, Два экспромта (Грустное настроение, Порыв).
ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ
Гитарист Юрий Аргамаков**
Виталий ИВАНЧЕНКО,
гитарист, преподаватель класса гитары ДМШ № 2 г. Пятигорска
С Юрием Александровичем Аргамаковым я познакомился в 2003 году и примерно на протяжении пяти лет брал у него уроки игры на гитаре. Не будучи особо прилежным или особо талантливым учеником, но благодаря
его усилиям и просто воздействию его личности, я полюбил гитару и тот путь, который избрал. У меня осталась его концертная гитара, несколько музыкальных сочинений, небольшая картина на стене, черно-белое фото и добрая память
о человеке, который, на мой взгляд, в искусстве и в жизни сделал гораздо больше чем многие из тех, кто громко заявляют о себе. Все, что я могу о нем рассказать, это личные впечатления, а также то, что я запомнил с его слов.
Уже тогда, в 2003 году, Аргамаков страдал от тяжелого заболевания, не занимался концертной деятельностью, не работал, но ежедневно играл на гитаре, писал картины, пел в храме на клиросе и принимал вместе с женой деятельное
участие в воспитании внука. Запомнилась мне его фраза на одном из первых уроков: «Ну что, будем из тебя человека делать!», тогда она показалась мне обидной, но сейчас понимаю, что сказано было по делу. Или вот еще: «Лучше быть
хорошим слесарем, чем плохим гитаристом».
Мы занимались в его рабочем кабинете — маленькой комнатке наполненной книгами, картинами, художественными принадлежностями, здесь же были гитары и
небольшая лютня, висевшая на стене. Занятия проходили по-разному, но основной посыл обращенный ко мне и видимо ко всем другим ученикам был такой:
«Трудись! Трудом дается все, в том числе и мастерство игры на гитаре». Формула проста, но реализовать ее в жизни бесконечно сложно, особенно таким
лентяям как я. После очередной моей неудачной попытки сыграть тремоло Юрий Александрович рассказывал что-нибудь. Вообще говорил он очень образно и
слушать мне его было всегда интересно, тем более что истории не повторялись и были немногословны, даже скорее недосказанны. О том же Иванове-Крамском, я
уверен, Аргамаков мог поведать гораздо больше. В последнее время у меня была мысль поехать к нему с диктофоном и попросить рассказать все более подробно, но я медлил и не решался, а вот смерть медлить не стала…
Юрий Александрович Аргамаков начал заниматься гитарой сравнительно поздно. В молодости у него было достаточно много интересов: он готовился поступать в мореходное училище, позже учился в Суриковском
художественном училище в Москве, великолепно пел, а потом фанатично увлекся гитарой и остальные интересы отошли на второй план. Видимо, это произошло году в пятьдесят восьмом, потому что он говорил что спустя буквально пару
лет его приняли в училище при Московской консерватории в класс А. Иванова-Крамского. Большое впечатление на него произвела игра Иды Прести в дуэте с Александром Лагойя, на концерте которых он побывал и после чего окончательно
решил избрать карьеру гитариста («Вся консерватория стояла на ушах, когда фортепианные сонаты Бетховена зазвучали на гитарах»). К этому же периоду относится его знакомство с книгой о Никколо Паганини, эпизоды из которой он
часто упоминал. Вдохновленный примером великого музыканта и уже будучи студентом Московской консерватории Аргамаков ставит перед собой грандиозную задачу и начинает интенсивно заниматься: днем учеба и другие дела, а ночью
занятия на гитаре по многу часов, и так несколько месяцев. Позже он назовет это своей большой глупостью. Не всем дано быть как Паганини и трудиться как он. Через некоторое время начинаются боли в руке, доходит чуть не до
судорог, Юрий Аргамаков вынужден оставить занятия. Руку он переиграл настолько серьезно, что год после этого не брал гитару и лечился у разных врачей.
За время учебы в Москве Аргамаков имел возможность в полной мере приобщиться к культурной жизни столицы и так или иначе соприкоснуться с творчеством видных музыкантов того времени. В одно время с ним в
Московской консерватории училась знаменитая оперная певица Елена Образцова, среди его хороших знакомых были гитаристы Евгений Ларичев (который при мне иногда звонил ему из Москвы), Лев Шумеев, Сергей Орехов. В зале
консерватории часто проходили концерты зарубежных «звезд». Приезжала Мария Луиза Анидо. Приезжал и король фламенко Пако де Лусиа. Юрий Александрович так вспоминал об этом
концерте: «Горделивая осанка, виртуознейшая техника, спокойное лицо. Единственное что выдавало колоссальную внутреннюю работу этого человека — несмотря на то, что не было жарко, с него градом лил пот». |