АРЦТ, Элис Джозефин (Alice Josephine Artzt), род. 16 марта 1943,
Филадельфия, шт. Пенсильвания, США, – американская гитаристка, музыковед,
педагог. Первыми музыкальными инструментами были фортепьяно и флейта,
заниматься классической гитарой начала в возрасте 13 лет. Училась в США у
Александра Беллоу, во Франции
у Иды Прести и Александра Лагойи, и в Англии у Джулиана Брима. Композицию и
музыкознание изучала в Колумбийском Университете у педагогов Отто Люэнинга
(Otto Luening), композиция, и Пола Генри Ланга (Paul Henry Lang),
музыкознание, – окончила в 1966 году, получив степень бакалавра наук; и
параллельно у французского композитора Дариуса Мийо (Darius Milhaud,
1892-1974). В 1966-1969 годах преподавала в Нью-Йоркском музыкальном
колледже Мэнса (Mannes College of Music), а с 1977 по 1980 год – в колледже
Трентонского университета в Нью-Джерси, в дальнейшем занималась частной
преподавательской практикой в Принстоне. С 1986 по 1991 год являлась
Председателем правления Гитарной Ассоциации Америки (Guitar Foundation of
America). Принимала участие в работе жюри престижных международных гитарных
конкурсов.
Элис Джозефин АРЦТ В 1969 году дебютировала в лондонском
концертном зале Уигмор-Холл, в последующие годы на протяжении 25 лет вела
интенсивную концертно-исполнительскую деятельность, в том числе много
выступая как солист с различными оркестрами (в частности, с Венским
симфоническим оркестром), а также в трио и дуэтах с
известными гитаристами из разных стран мира. Выступала с концертами в Европе
(Англия, Уэльс,
Норвегия, Франция, Бельгия, Голландия, Германия, Австрия,
Швейцария и Италия), Африке, Центральной и Южной Америке (Сальвадор,
Никарагуа, Панама, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Парагвай, Боливия,
Аргентина и Бразилия), Азии (Ближний Восток, Филиппины, Вьетнам, Япония,
Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг [Сянган]), Мексике, США и Канаде, в Австралии и
Новой Зеландии. В 1989 году гастролировала с созданным ею "Гитарным трио
Элис Арцт" (Alice Artzt Guitar Trio), в состав которого входили швейцарский
гитарист Мишель Ручо (Michel Rutscho) и британский гитарист Раймонд Барли
(Raymond Burley); с последним выступала также дуэтом.
Играла двойные концерты с американским клавесинистом Игорем Кипнисом. Записала 12
грампластинок и компакт-дисков, имеет множество записей на радио и
телевидении. Автор двух книг по гитарной технике: "Исполнительское
искусство" (The Art of Practicing, 1978) и "Ритмическое мастерство"
(Rhythmic Mastery, 1997), а также статей и обзоров в различных музыкальных
журналах, в том числе ряда статей, посвященных Чарли Чаплину (знатоком и страстным
поклонником творчества которого, в том числе и композиторского, она является). Для Элис Артц писали и
посвятили ей свои произведения многие известные композиторы, в числе
которых Гидо Санторсола (Guido Santorsola, Уругвай), Анджело Джилардино (Angelo
Gilardino, Италия) и Джон Дюарт (John Duarte, Англия). Статьи об Элис Арцт
размещены в международных справочниках "Кто есть кто" (International Who's
Who) и "Кто есть кто в классической музыке" (International Who's Who in Classical Music), в "Лексиконе
гитары" Йозефа Поврожняка (см. фото) и многих других музыкальных
словарях и справочниках.
Дискография: "Элис Арцт, классическая гитара, играет Бриттена, Дюарта,
Скарлатти и других" (Alice Artzt, Classic Guitar, plays Britten,
Duarte, Scarlatti and others / Д. Дюарт, Б. Бриттен, В. Галилей, Д.
Дауленд, Д. Скарлатти, А. Диабелли / Gemini Records, GME 1018, England, 1971);
"Элис Арцт исполняет оригинальные сочинения для классической гитары" (Alice
Artzt Plays Original Works for Classic Guitar / Д. Дюарт, М. де Фалья,
Т. Иствуд, Х. В. Хенце, А. Тансман, О. Мидлтон / Gemini Records, GME 1019,
England, 1973); "Бах и его сторонники" (Bach and His Friends / Иоганн
Себастьян Бах [1685-1750], Дитрих Букстехуде [1637-1707], Сильвиус Леопольд
Вайс [1686-1750], Доменико Чимароза [1749-1801] / Klavier Records, KS-555,
USA, 1976); "Гитарная музыка Фернандо Сора" (Guitar Music by Fernando Sor
– Meridian Records, E 77006, London, 1978); "Гитарная музыка Франсиско
Тарреги" (Guitar Music by Francisco Tarrega – Meridian Records, E
77026, London, 1978); "Английская гитарная музыка" (English Guitar Music
/ У. Уолтон – "Пять багателей", Л. Беркли – "Тема и вариации" [1970], Г.
Уолтерс – "Каприччио", Д. Дюарт – "Птицы", оп. 66 [1977], Б. Бриттен –
"Ночное [Ноктюрналь], из Джона Дауленда", оп. 70 / Meridian Records, E
77037, London, 1979); "Гитарная музыка 20-го столетия" (20th Century
Guitar Music / Д. Дюарт, Т. Иствуд, Х. В. Хенце, М. де Фалья, А.
Тансман, О. Мидлтон / Hyperion Records, A66002, London, 1980);
"Романтическая виртуозная гитарная музыка" (Romantic Virtuoso Guitar
Music / Й.К. Мерц, М. Джулиани, Д. Агуадо / Hyperion Records, A66040, London,
1982); "Музыка Мануэля Понсе" (The Music of Manuel Ponce – Meridian
Records, E 77041, London, 1982); "Музыка американского театра и кино" (American
Music of the Stage and Screen); "Музыкальные посвящения" (Musical
Tributes – произведения Дж. Дюарта, М. Кастельнуово-Тедеско, А.
Тансмана, Я. Обровской, Л. Брауэра, А. Джилардино, М. де Фалья, Х. Родриго,
М. Понсе и Э. Кордеро, написанные ими в "дань почтения" Н. Паганини, А.
Сеговии, М. де Фалья, Иде Прести, И. Стравинскому и др., в том числе, содержащие
посвящения Элис Артц. Hyperion Records, A66146, London, 1984); "Вариации.
Пассакалии и чаконы" (Variations. Passacaglias and Chaconnes),
|