КАНО ТАМАЙО, Мануэль (Manuel Cano Tamayo), род. 23 февраля 1925,
Гранада, Испания, – ум. 12 января 1990, там же, — испанский гитарист фламенко, педагог, композитор и аранжировщик. Наибольшей популярностью пользовался в 1960-е и 70-е годы.
Помимо фламенко, прекрасно исполнял также классическую музыку. Много выступал с сольными гитарными концертами. По первоначальному образованию инженер-гидротехник. На гитаре начал играть в возрасте
около семи лет. Раннему развитию музыкальных способностей благоприятствовала атмосфера семьи, в которой большой любовью пользовалась андалусская народная музыка, отец играл на гитаре, а мать на лютне.
К началу концертной карьеры Мануэля Кано подтолкнуло его знакомство с Андресом Сеговией, состаявшееся в 1958 году. В 1959 году он записал свой первый альбом
"Гранадская сюита" (Suite granadina – RCA) и выступил с концертами в Севилье и Гранаде. Гастроли во Франции в 1960 году, и особенно успех альбома "Воспоминание о гитаре Рамона Монтойи"
(Evocación de la Guitarra de Ramón Montoya – Hispavox, 1962), удостоенного Национальной премии Кафедры фламенкологии Хереса за 1964 год (Premio Nacional del Disco Flamenco de la Cátedra de Flamencología y Estudios Folclóricos Andaluces de Jerez de la Frontera),
принесли ему международное признание. С этого времени М. Кано начинает вести активную гастрольную деятельность, выступал в большинстве стран Европы и Латинской Америки, в Японии, США, СССР, Иране, Ираке, Тунисе.
По мнению музыкальной критики, его исполнение отличалось филигранностью и отточенностью каждой ноты. Наряду с сольным выступлениям
он много аккомпанировал известным певцам и танцорам фламенко. Выступал также в дуэтах с Виктором Монхе "Серранито", с которым в 1967 г. записал
также совместную пластинку (Tensión de sonoridades para dos guitarras flamencas – Manuel Cano / Víctor Monje "Serranito"), и с сыном Хосе Мануэлем Кано. В 1970-е годы по советскому телевидению демонстрировался 45-минутный музыкальный фильм "Играет Мануэль Кано".
Сочинил и записал на пластинку цикл пьес на народные темы, собранные Гарсиа Лоркой – "Poèmes musicaux de Federico García Lorca". В общей сложности
было выпущено более 20 его пластинок. На протяжении многих лет Мануэль Кано был преподавателем гитары в Университете Кордовы (Universidad de Córdoba), являлся профессором и
руководителем первой официальной кафедры гитары фламенко в Высшей консерватории музыки в Кордове (Conservatorio Superior de Música de Córdoba), был избран действительным
членом Королевской академии изящных искусств в Гранаде (Real Academia de Bellas Artes de Granada), членом-корреспондентом Генерального общества авторов Испании (Sociedad General de Autores de España)
и членом-корреспондентом Американской федерации музыкантов (American Federation of Musicians). За большой вклад в развитие музыкальной культуры Испании и ее популяризацию в мире музыкант был удостоен множества
почетных званий и наград, как у себя на родине, так и за рубежом. В 1968 году М. Кано стал лауреатом Национальной премии фламенко как исполнитель в номинации "гитара" Кафедры
фламенкологии Хереса (Premio Nacional de la Cátedra de Flamencología de Jerez). 25 февраля 1992 года был посмертно награжден медалью Андалусии (Medalla de Andalucía).
Помимо исполнительской и педагогической деятельности Мануэль Кано вел большую научно-исследовательскую работу, результаты которой нашли отражение
в многочисленных журнальных статьях и в фундаментальной монографии, посвященной гитаре и искусству фламенко (La guitarra: historia, estudios y aportaciones al arte flamenco. Córdoba: Servicio de Publicaciones, Universidad de Córdoba, 1986;
Национальная премия Кафедры фламенкологии Хереса за лучшую исследовательскую работу за 1984/86 гг.). В книге прослеживается краткая история гитары фламенко, приведены биографии
наиболее выдающихся гитаристов, певцов и гитарных мастеров. Книга сопровождается двумя магнитофонными кассетами с записями лучших исполнителей из личного собрания автора. 2-е издание книги
вышло после смерти автора в 1991 году (Granada: Diputación Provincial de Granada) и было дополнено издателями биографическими материалами
о Мануэле Кано, его фотографиями и воспоминаниями о нем видных музыкантов; 3-е (с двумя CD-дисками) — в 2006 году (Sevilla: Ediciones Giralda).
Журнал "Музыкальная жизнь" в 1976 году опубликовал следующую статью В. Славского, посвященную Мануэлю Кано, под названием "Испанский гитарист":
«Исполнители стиля фламенко на гитаре вышли на мировую концертную эстраду лет 20—30 назад, но только в последние годы получили широкое признание.
Лучшие представители этого инструментального жанра, связанного с народной традицией, приложили много усилий, чтобы доказать жизненность данного вида
искусства. Эти музыканты уделяют особое внимание национальному фольклору, используя в исполнении самые различные выразительные приемы в интонировании,
технически узорчатые пассажи с колоритными форшлагами, сложнейшие приемы игры. Особая заслуга в деле пропаганды гитарного фламенко принадлежит
испанцу Мануэлю Кано, который гастролировал во многих странах, в том числе в СССР.
С огромным успехом прошли и последние гастроли Кано в Риге, Минске, Киеве, Ленинграде, Запорожье, Москве и других городах, в ходе которых он
знакомил слушателей с особенностями фламенко. Надо заметить, что репертуар гитаристов этого стиля довольно ограничен и исполнителям приходится самим
сочинять или обрабатывать известную музыку, расширяя тем самым свои программы. Кано уделяет особое внимание аранжировке национальных песен и танцев.
В интерпретации гитариста-виртуоза испанские сегидильи, севильяны, фанданго, сапатеадо и другие образцы народной музыки приобретают особую
прелесть. Блестяще владея инструментом, Кано демонстрирует поразительные музыкальные эффекты, захватывает аудиторию неистовым темпераментом. Тремоло
пяти- и шестизвучиями (квинтоли, секстоли), тремоляндо, тремоло только большим пальцем на басах, «рассыпчатые» расгадо, тамбуро (постукивания по
струнам и корпусу гитары), имитирующие звучание ударных инструментов, сложные виды технического легато — вот неполный перечень приемов звукоизвлечения, которое использует испанский гитарист. Под его руками гитара рисует впечатляющие жанровые картинки из жизни испанских крестьян и цыган:
грусть девушки, скорбящей по ушедшей любви, игру тореадора с быком, огненный танец с кастаньетами, веселый, шумный карнавал.
Как-то известная танцовщица Кэти Клавихо сказала: «Чтобы исполнять фламенко, нужно, чтобы в сердце бушевал пожар, а в жилах кровь кипела».
Слушая игру Кано, постоянно вспоминаешь эти слова.
В заключение можно заметить, что в программу своего концерта в Зале имени Чайковского Мануэль Кано включил и несколько классических пьес, сыграв их с
отточенным мастерством и тонким вкусом».
Годом ранее журнал "Культура и жизнь" в заметке "Играет Мануэль Кано" писал о гастролях гитариста в Советском Союзе: «Мастером Фламенко называют
известного испанского гитариста Мануэля Кано, обладателя многих национальных премий, выступления которого всегда проходят под восторженные аплодисменты
публики. Выросший в семье народного музыканта, Мануэль Кано научился игре на гитаре у своего отца, и эту любовь к искусству народной музыки он постоянно
несет в своем творчестве. Гастроли Кано в СССР прошли с большим успехом. «Советская публика — самая лучшая публика в мире», — сказал артист» (1975).
Сын гитариста — Хосе Мануэль Кано Роблес — известный ныне исполнитель фламенко. Играть на гитаре начал в 5 лет под руководством отца. Свой первый
концерт дал в Мадриде в 9 лет. Профессиональную деятельность начал в качестве гитариста вместе с отцом, записав вместе с ним свой первый диск в
1974 году (Motivos flamencos para dos guitarras: Manuel Cano y Jose Manuel Cano); в том же году начал деятельность солиста, совершив тур по Японии.
|