ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

MANUEL CANO
МАНУЭЛЬ КАНО

гитарист фламенко, композитор и педагог
Испания

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Мануэль Кано  (Manuel Cano)КАНО ТАМАЙО, Мануэль (Manuel Cano Tamayo), род. 23 февраля 1925, Гранада, Испания, – ум. 12 января 1990, там же, — испанский гитарист фламенко, педа­гог, композитор и аранжировщик. Наибольшей попу­лярностью пользовался в 1960-е и 70-е годы. Помимо фламенко, прекрасно исполнял также классическую музыку. Много выступал с сольными гитарными кон­цертами. По первоначаль­ному образованию инженер-гидротехник. На гитаре начал играть в возрасте около семи лет. Раннему развитию музыкальных способнос­тей благо­прият­ствовала атмосфе­ра семьи, в которой большой любовью пользовалась анда­лусская народная музыка, отец играл на гитаре, а мать на лютне. К на­чалу концертной карьеры Мануэля Кано подтолкнуло его знакомство с Андресом Сеговией, состаявшееся в 1958 году. В 1959 году он записал свой первый альбом "Гранадская сюита" (Suite granadina – RCA) и выступил с концертами в Севилье и Гранаде. Гастроли во Фран­ции в 1960 году, и особенно успех альбома "Воспо­минание о гитаре Рамона Мон­тойи" (Evocación de la Guitarra de Ramón Montoya – Hispavox, 1962), удосто­енного Национальной премии Кафедры фламенкологии Хереса за 1964 год (Premio Nacional del Disco Flamenco de la Cátedra de Flamencología y Estudios Folclóricos Andaluces de Jerez de la Frontera), принесли ему меж­дународное признание. С этого времени М. Кано начинает вести активную гастрольную деятель­ность, выступал в большинстве стран Европы и Латинской Америки, в Японии, США, СССР, Иране, Ираке, Тунисе. По мнению музыкальной критики, его исполнение отличалось филигранностью и отточенностью каждой ноты. Наряду с сольным выступлениям он много аккомпанировал известным певцам и танцорам фламенко. Выступал также в дуэтах с Виктором Монхе "Серранито", с которым в 1967 г. записал также совместную пластинку (Tensión de sonoridades para dos guitarras flamencas – Manuel Cano / Víctor Monje "Serranito"), и с сыном Хосе Мануэлем Кано. В 1970-е годы по советскому телевидению демонстрировался 45-минутный музыкальный фильм "Играет Мануэль Кано".

Гитарист Мануэль Кано

Сочинил и записал на пластинку цикл пьес на народные темы, собранные Гарсиа Лоркой – "Poèmes musicaux de Federico García Lorca". В общей сложности было выпущено более 20 его пластинок. На протяжении многих лет Мануэль Кано был преподавателем гитары в Университете Кордовы (Universidad de Córdoba), являлся профессором и руководителем первой официальной кафедры гитары фламенко в Высшей консерватории музыки в Кордове (Conservatorio Superior de Música de Córdoba), был избран действительным членом Королевской академии изящных искусств в Гранаде (Real Academia de Bellas Artes de Granada), членом-корреспондентом Генерального общества авторов Испании (Sociedad General de Autores de España) и членом-корреспондентом Американской федерации музыкантов (American Federation of Musicians). За большой вклад в развитие музык­альной культуры Испании и ее популяризацию в мире музыкант был удостоен множества почетных званий и наград, как у себя на родине, так и за рубежом. В 1968 году М. Кано стал лауреатом Национальной премии фламенко как исполнитель в номинации "гитара" Кафедры фламенкологии Хереса (Premio Nacional de la Cátedra de Flamencología de Jerez). 25 февраля 1992 года был посмертно награжден медалью Андалусии (Medalla de Andalucía).

M. Cano. Suite granadina – RCA  M. Cano. Suite granadina. Flamenco clasico.

Manuel Cano: Cuatro canciones de Garcia Lorca (RCA)  Manuel Cano: Collección de tonadas andaluzas (Hispavox)

Помимо исполнительской и педагогической деятельности Мануэль Кано вел большую научно-иссле­довательскую работу, результаты которой нашли отражение в многочисленных журнальных статьях и в фундаментальной монографии, посвященной гитаре и искусству фламенко (La guitarra: historia, estudios y aportaciones al arte flamenco. Córdoba: Servicio de Publicaciones, Universidad de Córdoba, 1986; Национальная премия Кафедры фламенкологии Хереса за лучшую исследовательскую работу за 1984/86 гг.). В книге прослеживается краткая история гитары фламенко, приведены биографии наиболее выдающихся гитаристов, певцов и гитарных мастеров. Книга сопровождается двумя магни­тофонными кассетами с записями лучших исполнителей из личного собрания автора. 2-е издание книги вышло после смерти автора в 1991 году (Granada: Diputación Provincial de Granada) и было дополнено издателями биографическими материалами о Мануэле Кано, его фотографиями и воспо­минаниями о нем видных музыкантов; 3-е (с двумя CD-дисками) — в 2006 году (Sevilla: Ediciones Giralda).

La guitarra: historia, estudios y aportaciones al arte flamenco.  La guitarra: historia, estudios y aportaciones al arte flamenco.

Журнал "Музыкальная жизнь" в 1976 году опубликовал следующую статью В. Славского, посвященную Мануэлю Кано, под названием "Испанский гитарист":


   «Исполнители стиля фламенко на гитаре вышли на мировую концертную эстраду лет 20—30 назад, но только в последние годы получили широкое признание. Лучшие представители этого инструментального жанра, связанного с народной традицией, приложили много усилий, чтобы доказать жизненность данного вида искусства. Эти музыканты уделяют особое внима­ние национальному фольклору, используя в исполнении самые различные выразительные приемы в интонировании, технически узорчатые пассажи с колоритными форшлагами, слож­нейшие приемы игры. Особая заслуга в деле пропаганды гитарного фламенко принадлежит испанцу Мануэлю Кано, который гастролировал во многих странах, в том числе в СССР.
   С огромным успехом прошли и последние гастроли Кано в Риге, Минске, Киеве, Ленинграде, Запорожье, Москве и других городах, в ходе которых он знакомил слушателей с особенностями фламенко. Надо заметить, что репертуар гитаристов этого стиля довольно ограничен и исполнителям приходится самим сочинять или обрабатывать известную музыку, расширяя тем самым свои программы. Кано уделяет особое внимание аранжировке нацио­нальных песен и танцев.
   В интерпретации гитариста-виртуоза испанские сегидильи, севильяны, фанданго, сапатеадо и другие образцы народной музыки приобретают особую прелесть. Блестяще владея инструментом, Кано демонстрирует поразительные музыкальные эффекты, захватывает аудито­рию неистовым темпераментом. Тремоло пяти- и шестизвучиями (квинтоли, секстоли), тремо­ляндо, тремоло только большим пальцем на басах, «рассыпчатые» расгадо, тамбуро (постукивания по струнам и корпусу гитары), имитирующие звучание ударных инструментов, сложные виды технического легато — вот неполный перечень приемов звукоизвлечения, которое использует испанский гитарист. Под его руками гитара рисует впечатляющие жанровые картинки из жизни испанских крестьян и цыган: грусть девушки, скорбящей по ушедшей любви, игру тореадора с быком, огненный танец с кастаньетами, веселый, шумный карнавал.
   Как-то известная танцовщица Кэти Клавихо сказала: «Чтобы исполнять фламенко, нуж­но, чтобы в сердце бушевал пожар, а в жилах кровь кипела». Слушая игру Кано, постоянно вспоминаешь эти слова.
   В заключение можно заметить, что в программу своего концерта в Зале имени Чайковского Мануэль Кано включил и несколько классических пьес, сыграв их с отточенным мастерством и тонким вкусом».

Годом ранее журнал "Культура и жизнь" в заметке "Играет Мануэль Кано" писал о гастролях гитариста в Советском Союзе: «Мастером Фламенко называют известного испанского гитариста Мануэля Кано, обладателя многих национальных премий, выступления которого всегда проходят под восторженные аплодисменты публики. Выросший в семье народного музыканта, Мануэль Кано научился игре на гитаре у своего отца, и эту любовь к искусству народной музыки он постоянно несет в своем творчестве. Гастроли Кано в СССР прошли с большим успехом. «Советская публика — самая лучшая публика в мире», — сказал артист» (1975).

Manuel Cano. Tonadas populares - 2 (Hispavox)  Manuel Cano. Tonadas populares - 3 (Hispavox)

Сын гитариста — Хосе Мануэль Кано Роблес — известный ныне исполнитель фламенко. Играть на гитаре начал в 5 лет под руководством отца. Свой первый концерт дал в Мадриде в 9 лет. Профессиональную деятельность начал в качестве гитариста вместе с отцом, записав вместе с ним свой первый диск в 1974 году (Motivos flamencos para dos guitarras: Manuel Cano y Jose Manuel Cano); в том же году начал деятельность солиста, совершив тур по Японии.
 

Рейтинг@Mail.ru