КАЛЬЦИНА, Иван (Ivan Kalcina), род. 22 октября 1940, Сараево, Босния и Герцеговина, — боснийский гитарист, архитектор и художник. Ученик
итальянского гитариста и педагога Джулиано Балестры. Концертную деятельность начал в 1966 году. В репертуар входили сочинения старинной и современной
гитарной музыки. Выступал с гитарными концертами в Югославии и за рубежом: в Италии, Германии, Швейцарии, СССР, Чехии и Венгрии. В Советском Союзе и России был на гастролях 8 раз (впервые
– в 1973 году), из них дважды выступал в концертном зале им. П. И. Чайковского. С 1970 г. преподавал гитару в консерватории в
Сараево, в 1972 г. получил 1-ю премию на международном гитарном конкурсе им. Фердинанда Сора в Палермо (Италия). Записал 4 сольных пластинки (1973, 1976, 1978, 1982). Кроме музыки получил также профессиональное
образование в области архитектуры и живописи. Как художник, начиная с 1975 года участвовал в более чем 40 коллективных и персональных выставках.
В начале 1977 года журнал "Советская музыка" в статье, посвященной итогам Дней культуры народов и народностей Югославии в СССР, проходивших с 22 по 30 ноября 1976 г.,
отдельное внимание уделил московскому концерту Ивана Кальцины. О выступлении гитариста в ней говорилось:
"<...> Еще один концерт, состоявшийся в эти дни, — не совсем обычен (к сожалению, у нас редко бывают подобные выступления, и еще реже они находят
отражение на страницах прессы). 25 ноября в Концертном зале имени Чайковского играл Иван Кальцина (классическая гитара). Это молодой артист из
Сараево, учащийся в Италии, лауреат первой премии международного конкурса в Палермо. В Советском Союзе он выступает в четвертый раз. Кальцина —
исполнитель высокого класса, прекрасно владеющий всеми возможностями инструмента, покоряющий тонким вкусом и сдержанно-благородной манерой игры.
Слегка приглушенный тембр гитары, ее своеобразная «тихая» динамика, заставляющая зал затаить дыхание, побуждали по-особому вслушаться в
звучавшую в тот вечер музыку. Сочинения испанских композиторов XVI века Л. де Нарваэса, А. Мударра, с их искуснейшей техникой
вариационно-полифонического развития, архаическим призвуком древних народных культур, открыли одну из полузабытых страниц старинной музыки. В пьесах Баха
— Бурре и Прелюдии — невольно возникли ассоциации с лютневой литературой, а известная Чакона (в обработке А. Сеговии), выдержанная в более строгом
ритме, без привычных rubato, с «упрощенной» аккордовой фактурой и смягченной, менее контрастной динамикой, показалась ближе стилю своей эпохи.
Исключительно красочно, поэтично прозвучали две прелюдии Вила Лобоса и испанские пьесы Альбениса («Астуриас», «Малагенья»), с их тонкой градацией
звуковых эффектов и неповторимым народно-национальным колоритом — особенно, быть может, подлинным в исполнении на этом инструменте. Прозвучали, конечно,
и произведения классического гитарного репертуара (А. Лауро, Х. Малатц, М. Торроба, Ф. Таррега), где широко используются принципы «гитарной» полифонии
(мелодии tremolo и контрапункт баса), приемы стиля фламенко с его сложнейшими ритмическими структурами. Все это — музыка, пленившая ярким и
своеобразно изысканным темпераментом, обаянием изменчивых образов-настроений".
Иван Кальцина. «Прелюдия» (2012).
|