МАМОНТОВ, Дмитрий Валерьевич, 1961–2002, — российский гитарист. Родился в
рабочей семье, отец работал электриком, а мать — продавцом в магазине. Родители были
большими любителями искусства и с ранних лет подталкивали сына к занятиям
музыкой, тем более, что он уже в детстве проявлял музыкальные способности,
довольно удачно подбирая на слух мелодии на детских музыкальных
инструментах. Однако в музыкальную школу так и не пошел, поскольку долгое время
никак не мог определиться с выбором инструмента: перепробовал
дома и в школе фортепиано, аккордеон, гитару, но началом серьезных занятий
эти пробы так и не стали.
Металлические, примитивно-ритмичные звуки "бряцающей" уличной гитары, по
словам
самого Д. Мамонтова, его отталкивали и вызывали лишь раздражение, не
пробуждая никакого желания учиться играть на гитаре самому. Отношение к ней
и представления о возможностях гитары поменялись лишь после того, как он
впервые услышал ее мелодичное классическое звучание. По-настоящему первым
подлинным прикосновением к профессиональному гитарному искусству стали
для него увиденные по телевидению выступления С. Д. Орехова и
Пако де Лусии. Очень
сильное впечатление произвела и надолго запомнилась игра Сергея Орехова,
благодаря которому он впервые узнал и увидел как можно играть на гитаре. Но
окончательно определил его дальнейшую судьбу испанский гитарист-фламенко Пако де Лусиа, выступление
которого потрясло своей виртуозностью и подвигло к серьезным и упорным занятиям гитарой.
В возрасте около 16 лет (ранее уже некоторое время занимаясь самостоятельно)
начал искать возможности учиться игре на гитаре у профессиональных
преподавателей. Сначала короткое время занимался в клубе у Тамары
Григорьевны Касаткиной, а затем перешел к педагогу Николаю
Бондаренко. Впоследствии брал уроки и часто консультировался у композитора и
гитариста Петра Ивановича Панина, с которым у него установились тесные
дружеские отношения. Формального музыкального образования не имел:
единственным полученным им документом, удостоверявшим профессиональную
музыкальную квалификацию, был диплом об окончании московских двугодичных
курсов гитаристов, руководителем которых являлся А. В. Кабанихин, причем
"прохождение" этих курсов затянулось у него на 6 лет.
Несмотря на
феноменальную музыкальную одаренность, быстро принесшую ему известность в
гитарных кругах, большую часть жизни не мог позволить себе заниматься только музыкой. Сменил
несколько профессий, затем окончил медицинское училище и много лет
проработал на "скорой помощи". Несмотря на это, именно гитара
составляла главное содержание и смысл его жизни. "Гитара — это частица
меня", — говорил Д. Мамонтов. Достигнутый им уровень исполнительского
мастерства был результатом высочайшей самоотдачи, нескольких лет ежедневных
напряженных занятий над совершенствованием техники игры, индивидуальных
упражнений по развитию подвижности кистей рук и пальцев, нахождения наиболее
рациональной и эффективной аппликатуры. "Для того, чтобы сложные пассажи
проходили легко, невидимо для зрителя, — признавался он, — пришлось
приложить очень много усилий, титанического упорного труда".
Д. Мамонтова по
праву называли лучшим исполнителем фламенко в СССР, хотя сам он по этому
поводу говорил: "Я не могу назвать себя фламенкистом, потому что чистое
фламенко я не играю. Я играю пьесы с элементами фламенко — наиболее красивые
места вставляю в какие-то пьесы". Тем не менее, фламенко было особой любовью
Д. Мамонтова, так же как и эталоном гитариста был для него фламенкист Пако
де Лусиа (стоит сказать, что очень многие обращали внимание на внешнее
сходство двух музыкантов). В 1986 году, во время первого приезда этого
гитариста в Советский Союз, у Д. Мамонтова состоялось
с ним две знаменательных встречи, которые он очень ценил и из которых вынес для себя много ценного. Вспоминая
о них музыкант говорил: "Благодаря Пако де Лусии я понял, как должны
работать руки, как отдавать себя публике, получать заряд от нее и с помощью
этого заряда опять же воздействовать на публику... Если бы не эти встречи,
мне до сих пор было бы непонятно, как обращаться с этой "адской и прекрасной
машиной" — шестиструнной гитарой". О себе и о Пако де Лусии он говорил: "У
нас с ним один характер и один взгляд на жизнь.. мы живем в разных странах,
но одним миром — мысли о жизни и взгляды одни и те же".
Во время встречи в секции гитаристов при Московском хоровом обществе,
организованной ее руководителем А. И. Савельевым, Д. Мамонтов исполнил
несколько пьес (в том числе в дуэте с А. Чудиновым) и его игра была отмечена
П. де Лусией как очень достойная и интересная. По воспоминаниям участников
этих встреч и бесед, испанский гитарист обратил внимание на особенность его
аппликатуры, и был поражен тем фактом, что он играет пассажи не двумя
пальцами, как при классическом пикадо (пассажной технике в фламенко), а
тремя. По результатам пребывания
испанского гитариста в СССР, его концертам и встречам с советскими
гитаристами, был снят документальный фильм-концерт "Вас приглашает Пако де
Лусиа", в создании которого, как консультант, принимал участие и Д.
Мамонтов.
Немаловажным событием в творческой биографии Д. Мамонтова стало его
знакомство с П. И. Паниным, который сразу же разглядел в нем
талантливого и перспективного гитариста и принял самое деятельное участие в
его судьбе и как опытный педагог-наставник, и как композитор, и как
организатор выступлений, концертов, записей и т.д. По инициативе и настоянию
Петра Панина он в 1980 году прошел прослушивание на телевидении для участия
в программе "Шире круг" и осенью того же года записал для этой телепередачи
пьесу П. Панина "Ритмы Испании" (она же "Донские казаки"), вскоре вышедшую в
эфир Центрального телевидения СССР. Позднее, он неоднократно появлялся на
телеэкране уже и в других популярных программах ("Утренняя почта", "Ночная
феерия" и др.). В любительском документальном фильме, снятом о Дмитрии Мамонтове,
Петр Панин с большим уважением отзывается о своем бывшем ученике:
Мамонтов — это эстрадный профессиональный артист. Я считаю, что это явление
в гитарном мире. Он очень хорошо прогрессирует, сочиняет, может преподавать
(я был свидетелем, когда он преподавал), и, в общем, похоже на то, что его
можно назвать "Паганини ХХ века", гитарным Паганини. Гитарист — сильный.
Когда-то он у меня консультировался, брал уроки (тут рядом жил, часто ко мне
приезжал), я помогал ему, а потом и сам немножко стал у него учиться.
Ведь, как получается, иногда и учителя учатся у учеников, а ученики потом у
своих учеников.. Я был свидетелем, когда Пако де Лусиа хвалил Дмитрия
Мамонтова и говорил, что это его преемник, что он надеется, что Дмитрий его
перерастет, и что, во всяком случае, он не хуже, чем он сам, Пако де Лусиа.
Дмитрий очень старается, я считаю, это очень хорошо, что он не зазнается и
прогрессирует.
Помимо сольных выступлений много играл в ансамбле с другими
исполнителями (гитарных дуэтах, трио, квартете). Первый дуэт был с Евгением
Ивановым, с которым он начал играть в 1979 году и еще до программы "Шире
круг" в течение около года вместе выступал по разным самодеятельным
концертам. Второй дуэт (с 1985 года) — с Алексеем Чудиновым, которого он очень ценил как
исключительно грамотного в музыкальном отношении человека, прекрасно
разбирающегося в аранжировках, хорошо владеющего не только гитарой, но и
имеющего за плечами музыкальную школу по классу фортепиано. "Он всегда
помогал мне, — говорил Д. Мамонтов, — ловил, когда я сбивался, поправлял...
Это был единственный человек, который мог со мной играть, и с которым я мог
играть..." Дуэт Мамонтов - Чудинов был по времени самым продолжительным:
музыканты проработали вместе около 10 лет и записали совместный альбом в
который вошло 17 композиций, главным образом, испанской музыки, а также
"Вальс" Петра Панина и знаменитые "Чардаш" итальянца Витторио Монти и
"Тико-тико" бразильского композитора З. де Абреу. Периодически
выступал и вместе с П. Паниным. Исключительно высоко ценил также своего
партнера Анатолия Сёмочкина, которого считал гениальным гитаристом,
превосходно чувствующим музыку и обладающим прекрасным даром импровизации.
По словам Д. Мамонтова, с А. Сёмочкиным он играл не часто, но очень многому
у него научился как во время совместных выступлений, так и просто посещая
его концерты. Большой удачей для себя считал также участие в фламенко-группе
"Медиа Луна", куда его пригласил руководитель этого коллектива Борис
Ястребов (образована в Москве в 1993 году, первоначально — трио; в состав
входили: Борис Ястребов — ритм-гитара, Дмитрий Слащев — клавишные, бонги,
духовые, Сергей Гармаш и Дмитрий Мамонтов — соло-гитары, позднее
присоединился кубинец Карим Родригес — вокал). Для него это была хорошая
школа игры в ансамбле, особенно в паре с другим очень сильным и достойным
гитаристом С. Гармашем (которого Мамонтов считал технически равным себе),
где надо было не соперничать, чтобы демонстрировать личное первенство, а
органично друг друга дополнять и поддерживать, добиваясь именно ансамблевого
результата. Основу репертуара группы составляля музыка фламенко или, как
предпочитал выражаться сам Д. Мамонтов, пьесы с элементами или в стиле
фламенко.
Дмитрий Мамонтов;
слева:
Алексей Чудинов, Дмитрий Мамонтов и Анатолий Сёмочкин. На рубеже 1980-1990-х годов, оказавшись без работы, вынужден был перебиваться случайными
заработками: зарабатывал на жизнь игрой на Арбате, там же продавая и свои
кассетные записи, подрабатывал уроками. В одной из публикаций журнала
"Смена" за 1993 год, не называя прямо имени Мамонтова, но ясно указывая на
него, автор с горечью писал: "С наступлением рынка все некоммерческое в
искусстве стало вытесняться и хорошие музыканты один за другим вылетали с
орбиты. Ну как можно было спокойно относиться к тому, например, что
гитарист, который прекрасно играл музыку фламенко и который удостоился
похвалы самого Пако де Люсия, пошел травить тараканов в кооператив?.."
24 февраля 2002 года в конференц-зале Пресненской районной управы г. Москвы
друзья Дмитрия Мамонтова провели концерт его памяти, в котором приняли
участие А. Чудинов, В. Дубовицкий, Н. Болдырев, ансамбли "Медиа Луна", “Лос
де Моску” и другие. Памятный концерт был проведен в Москве и в 10-ю
годовщину со дня смерти музыканта. 19 февраля 2012 года на радиостанции "Русская
служба новостей" прошла программа "Гитарный клуб Дмитрия Малолетова",
посвященная Дмитрию Мамонтову, в которой о нем рассказывали Алексей
Чудинов и Сергей Гармаш.
|