ОКУНЕВ,
Борис Петрович, род. 2 июля 1946, г. Пушкино, Московская обл., - ум. 1996, Москва) – русский советский гитарист. Окончил Музыкальное училище им.
Гнесиных (1967). С 1970 года – солист Москонцерта. Участник дуэта совместно с домристом В. Яковлевым. Автор оригинальных
сочинений для семиструнной
гитары, а также ряда переложений. В репертуар входили произведения П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича в переложении для гитары, а также сочинения
В. В. Андреева, А. О. Сихры, М. Т. Высоцкого и др. Первый исполнитель сонаты для гитары Н. В. Нариманидзе (посвящена Б. П. Окуневу). Лауреат
Республиканского конкурса исполнителей на народных инструментах (1972, Москва), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1973, Москва).
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Гитарист Борис Петрович Окунев
Сергей СЕВОСТЬЯНОВ
Елена НОСКОВА
Семиструнная гитара — любимый мой инструмент, инструмент подлинно русский. И возник он на почве русской музыки. Для семиструнной гитары написано
множество замечательных вариаций на русские народные песни А. Сихрою, М. Высотским и другими. Ее строй приспособлен для аккомпанемента, очень удобен
для сочетания аккордов, которые наиболее характерны для русских песен и романсов. Поэтому, мне кажется, семиструнная гитара глубоко национальна.
Борис Окунев.
Борис Петрович Окунев родился 2 июля 1946 года в небольшом подмосковном городе Пушкино. Музыкой начал увлекаться в детстве: у его дяди была богатая
коллекция народных инструментов, и каждый член семьи играл на одном из них. Получался настоящий оркестр; в доме часто звучали народные песни, романсы.
Здесь-то впервые и обратили внимание на одаренность мальчика. Поощряя его интерес и тягу к музыке, дядя подарил Борису гитару. В одиннадцать лет он
начал заниматься в музыкальной школе г. Бабушкина у педагога Евдокии Михайловны Грачёвой (1918-1999), ученицы известного гитариста-семиструнника
Михаила Федоровича Иванова.
В 1963 году Борис поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных в Москве в класс семиструнной гитары гитариста и педагога Льва Александровича Менро.
Его однокурсница по училищу
Елена Николаевна Носкова об этом периоде вспоминает: "3 июня 1963 года мы четверо, в том числе и Боря Окунев, были
зачислены на I курс Гнесинского училища. Нам с ним было тогда по 17 лет. В сентябре месяце, когда началась учеба, все, включая и меня, не могли не
обратить внимание на белобрысого юношу. Сразу бросалась в глаза его совершенно сумасшедшая любовь к гитаре. Он был настолько фанатом этого
инструмента, что, глядя на него, порой казалось, что он вообще никого и ничего не видит и не слышит кроме своей любимой гитары. Гитару он взял с
нуля, занимался ею по 14 часов в сутки и добился невероятной техники и поступления в училище. Не все предметы, в частности, сольфеджио, давались
ему легко; у него всегда было невероятно красное и воспаленное лицо, вероятно, от усталости из-за многочасовых занятий на гитаре. Только теперь я
понимаю, что он был одержим идеей стать прекрасным гитаристом. Как-то раз он сказал мне: "Лена, ты еще услышишь обо мне". К сожалению, у нас на курсе его
недолюбливали и иногда втихаря посмеивались над ним. Не хочу ставить это себе в заслугу, но я всегда его поддерживала. Со своей гитарой он никогда не
расставался, играл в коридорах и где придется. Часто, наряду с остальными студентами, выступал на концертах. Его игрой не восхищались, больше
принимали игру Сергея Орехова и Бориса Хлоповского. Через 4 года, в 1967 году, мы окончили училище и разъехались по разным городам, после чего я
потеряла его след. Взрослым, добившимся уже своей цели и успеха, я его не знала. Занимался он, видимо, как все талантливые люди, только одним
предметом — любимой семиструнной гитарой. Остальные вещи для него, похоже, мало существовали".
Еще будучи студентом 2-го курса Борис Окунев написал сонату для семиструнной гитары, которая вскоре была опубликована. Позже им была написана еще одна
соната, ряд фантазий на темы народных песен, сделано множество обработок романсов и переложений для семиструнной гитары классических произведений.
После окончания училища Б. П. Окунев стал работать педагогом в детской музыкальной школе, вел кружок гитаристов в клубе "Красный текстильщик". В
1970 году он поступил в Москонцерт и начал выступать в концертных залах. Незадолго до этого появилась и первая сольная грампластинка Бориса Окунева,
на выход которой отозвался популярный советский журнал "Музыкальная жизнь": Самусь Н. Звучит семиструнная гитара. [К выпуску грампластинки с записью
игры гитариста Б. Окунева]. — "Муз. жизнь", 1970, No 14, с. 16-17. Народный артист РСФСР, дирижер и композитор В. В. Хватов в своем письме от 9 марта
1970 года под впечатлением от прослушивания этой пластинки написал исполнителю: "Семиструнная гитара в Ваших руках заявила о своем достойном
месте в семье народного музыкального инструментария. Можно сказать, что Вы положили надежное начало признанию широкими кругами слушателей той истины,
что семиструнная гитара — прекрасный инструмент с огромными возможностями, и доказали, что талантливые музыканты-гитаристы достойны открытой концертной
деятельности" (Хватов В. В. Воспоминания, статьи, письма. "Сов. композитор", 1985, стр. 155). |