ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

НИКОЛАЙ АНТОНОВИЧ
ПРОКОПЕНКО

гитарист, дирижер,
инструментальный мастер
Украина (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Николай Антонович ПрокопенкоПРОКОПЕНКО, Николай Антонович (укр. Прокопенко  Микола Антонович), род. 1 апреля 1918, с. Боярка (Будаевка) под Киевом, – ум. 26 октября 1992, Киев, Украина, – украинский гитарист, дирижер, известный мастер-рестовратор, конструктор и исследо­ватель украинских народных инструментов. В конце 1950-х – нач. 1960-х гг. (наряду с И. Скляром и В. Зуляком) внес большой вклад в возрождение кобзы – старинного украинского народного инструмен­та и способствовал его академизации. Учился в Киевском железно­дорожном электротехникуме (1938) и киевском музучилище. В 1939-1945 гг. работал солистом и хормейстером Ансамбля песни и танца пограничных войск БССР. Награжден орденом Отечественной войны II степени. В 1940 году вместе с К. М. Смагой стал первым студентом класса гитары М. М. Гелиса в Киевской консерватории, которую окончил в 1949 году (дирижирование – Ю. И. Тарно­польский), а затем продолжил там же обучение на кафедре оперно-симфонического дирижирования в классах Н. Г. Рахлина и М. М. Канерштейна. С 1951 по 1991 год вел класс дирижирования на ка­федре народных инструментов этой консерватории: старший препо­даватель, доцент (1979), куратор академгруппы Киевской консерва­тории. Подготовил свыше 60 музыкантов. Среди его наиболее из­вестных учеников по дирижированию – народная артистка УССР В. Третьякова, заслуженный артист Украины, доктор искусствоведения, профессор Н. А. Давыдов, Ю. Ю. Алексик, заслуженный деятель искусств Украины В. Кашперко, композитор, народный артист Украины, ректор Киевского института музыки им. Р. Глиэра А. И. Злотник и многие другие. Автор большого числа переложений и инструментовок для оркестра народных инструментов.

В конце 1950-х годов занимался возрождением ладовой кобзы. Изготовил несколько вариантов этого инструмента – современную 7-струнную (кварто-терцового строя) и полный ряд оркестровых четырехструнных кобз квинтового строя на этнографической основе. В 1966 году четырехструнная кобза Н. Прокопенко впервые была введена в состав оркестра народных инструментов Народного хора им. Г. Г. Верёвки, которым в то время руководил Яков Орлов. Начиная с 1970-х годов образцы возрожденных им кобз на протяжении многих лет использовались в Киевском оркестре народных инструментов, в капелле бандуристов Киевской консерватории (ныне Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского), а также в Оркестре радио и телевидения, Государствен­ном оркестре народных инструментов Украины и самодеятельных коллективах. Изготовление оркестровых кобз конструкции Н. Прокопенко началось в 1974 году на Мельнице-Подольской производственной музыкальной мастерской Музыкально-хорового общества Украинской ССР в Тернопольской области Украины. В 1959 году он разработал и изготовил также модель бандуры (арфо-бандуры) с однорядным хроматическим звукорядом со свободным двусторонним, как у арфы, доступом ко всем струнам. Экспериментальный образец был представлен бандуристам, однако практического применения не нашел, поскольку требовал иной школы игры. Использование традиционного "сихровского" строя семиструнной гитары у семиструнных кобз считал вполне возможным и оправданным, поскольку, по его мнению, этот строй мог быть перенят А. О. Сихрой от украинского торбана, ранее очень распространенного на территории России, Украины и Польши.

Н. А. Прокопенко предполагал возродить древнюю кобзу в двух вариантах: как аккомпанирующий или сольный инструмент на шесть, семь и восемь струн и как оркестровый инструмент на четыре струны. Изготовляя кобзы он внешне следовал ее изображениям на многочисленных рисунках "козака Мамая", где она, как правило, имеет круглый глубокий корпус, симметрично поставленную ручку и характерный загиб головки, но при этом стремился добиться еще и ее соответствия требованиям профессионального исполнительства с учетом современной органологии, эргологии и эстетики.

Инструменты работы Н. А. Прокопенко

Инструменты работы Н. А. Прокопенко:
слева - кобза аккомпанирующая (1981), справа – кобза-прима оркестровая (1974)

Автор книг "Организационные и методические основы работы оркестра народных инструментов в школе" (1970), "Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов" (1977), а также оставшихся неопубликованными работ "Основы конструирования струнных народных инструментов", "По следам музыкальных инструментов" и глубокого, основанного на привлечении широкого исторического материала и органологических знаний, научного исследования "Кобза и бандура: Проблемы истории и реконструкции" (1977; рукописная копия диссертации, хранящаяся в Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского).

Книга Н. А. Прокопенко "Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов"    Книга Н. А. Прокопенко "Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов"

Книга Н. А. Прокопенко "Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов"
 М.: Музыка, 1977.

ЛИТЕРАТУРА: Шорошева Л. Духовний спадок Миколи Антоновича Прокопенка // Зб. праць Всеукраїнської науково-практичної конференції „Українська культура в контексті сучасних наукових досліджень та практичних реалій”. – К.: ДАКККіМ, 2006. – Ч. 1. – С. 279-281; Шорошева Л. О. Українська кобза в сучасній академічній музиці // Вісник Державної академії керівних кадрів культури і мистецтв. – 2009. – № 2. – С. 85-89; Шорошева Л. Українська кобзова традиція: Сучасний стан і перспективи // Українське музикознавство. – К.: НМАУ ім. П. Чайковського, 2010. – Вып. 36. – С. 277-282; Давидов М. А. Історія виконавства на народних інструментах : (Українська академічна школа) / Нац. муз. акад. України ім. П.І.Чайковського. — 2-е вид., випр. і доп. — Луцьк, 2010. — С. 75.
 

 
Рейтинг@Mail.ru
Красноярский глубинный вибратор для бетона в Сибири.