Выступал в составе квартета гитаристов цыганского театра "Ромэн" (Е. Русанов, И. Ром-Лебедев, В. Поляков, Р. Мелешко), в трио и дуэтах с Р.
Мелешко и В. Поляковым. В СССР было выпущено несколько грампластинок с записями его аккомпанемента известным исполнителям цыганского романса. В
1960-е годы И. И. Ром-Лебедевым, С. М. Бугачевским, А. И. Германо, В. Г. Кантя, Р. С. и П. С. Деметерами были записаны эпические баллады
цыган-кэлдэрари (т. е. сербских, венгерских, греческих, молдавских и румынских цыган).

Квартет гитаристов.
Слева направо: Е. Русанов, И. Ром-Лебедев, В. Поляков, Р. Мелешко.
Истории жизни музыканта и российских цыган, их вкладу в культуру России ХХ века, посвящена автобиографическая книга И. И. Ром-Лебедева "От цыганского
хора к театру “Ромэн”: Записки московского цыгана" (М., Искусство, 1990). Отдельную ценность книге придает большое количество содержащихся в ней уникальных фотографий (дореволюционные портреты,
бытовые карточки тридцатых годов, сцены из спектаклей). Впервые воспоминания были частично опубликованы в нескольких номерах журнала "Театр" в 1985 году
(Ром-Лебедев И. Записки московского цыгана // Театр. – 1985, №№ 3, 4, 6-8. – [Предисл.: Велехова, Нина. Клад за семью печатями // Театр. – 1985. – № 3. –
С. 150-157]).

Обложка книги И. И. Ром-Лебедева "От цыганского хора к театру “Ромэн” (справа)
(М., Искусство, 1990)

Первые страницы воспоминаний И. И. Ром-Лебедева
в журнале "Театр", № 3, 1985 г.
Похоронен И. И. Ром-Лебедев на Лужецком кладбище (пос. Лужки Истринского района Московской обл.), рядом с ним похоронена супруга, актриса театра "Ромэн" Нина
Григорьевна Рафанская (1917-2009).

И. И. Ром-Лебедев: «Когда я говорю о "цыганской гитаре", я имею в виду не какой-то особый вид музыкального инструмента — гитары, а исполнительскую сторону,
особую, присущую гитаристам-цыганам манеру игры на ней.
Так же как и любой русский городской романс, любая русская песня в исполнении цыган становятся цыганской, так и обыкновенная семиструнная,
русская гитара становится "цыганской" в руках гитариста-цыгана.
Особая манера игры, темперамент, внезапно рождающаяся импровизация придают гитаре цыганский колорит. В руках цыгана она поет, плачет или радостно звенит».
Из книги: От цыганского хора к театру "Ромэн".
М., 1990, с. 70.
ЛИТЕРАТУРА: Калинин В., Русаков А. Обзор цыганской литературы бывшего Советского Союза, стран СНГ и Балтии [электр. ресурс]; Шолок Э. Ром-Лебедев И. И. //
Литературная энциклопедия. Т. 6. М.: Сов. энцикл., 1971. Ст. 391; Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России.
М.: Музыка, 1984; Ром-Лебедев И. Записки московского цыгана // Театр. – 1985. – №№ 3, 4, 6-8. – [Предисл.: Нина Велехова. Клад за семью печатями – №
3, с. 150-157]; Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру "Ромэн" : записки московского цыгана / И. Ром-Лебедев; [авт. послесл. Н. Велехова].
– Москва : Искусство, 1990. – 265, [6] с. : ил.; Шнеер А. Я. Ром-Лебедев И. И. // Театральная энциклопедия в 5 томах. Том 4. М.: Советская энциклопедия, 1965.

Пластинка, выпущенная Артелью "Грампластмасс" (Красное Село),
вероятно, с матриц "Апрелевского завода" в 1940 г. |