ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ
СЕМЁНОВ

гитарист, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Гитарист и педагог Анатолий Иванович Семёнов (1938-1991)СЕМЁНОВ, Анатолий Иванович, род. 25 января 1938, – ум. 28 мая 1991, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), — русский советский гитарист и педагог. Ученик П. И. Исакова. Автор ряда оригинальных пьес, переложений и аранжировок для гитары, сделанных им для себя или своих учеников. Большая часть из них после смерти А. И. Семёнова была утрачена; у его ученика С. В. Севостьянова сохранились лишь нотные записи написанного им «Вальса», переложений для гитары «Танца маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и вальса «На сопках Маньчжурии» И. А. Шатрова, а также обработка мелодии песни из кинофильма «Весна на Заречной улице» композитора Б. А. Мокроусова. А. И. Семёнов в течение многих лет работал педагогом по классу классической гитары в ленин­градском Доме культуры им. Первого Мая (ныне Дом молодежи Выборгского района «Форпост» г. Санкт-Петербурга на Большом Сампсониевском пр-те). Скончался в возрасте 53 лет, похоронен на Ковалёвском кладбище в Санкт-Петербурге.
 

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ: ОЧЕРК-ВОСПОМИНАНИЕ

 

Гитарист и педагог Анатолий Иванович Семёнов


Сергей СЕВОСТЬЯНОВ
 

   О своем учителе, замечательном ленинградском гитаристе и педагоге Анатолии Ивановиче Семёнове, я уже частично писал в своих воспоминаниях «На пути к гитаре», но теперь мне бы хотелось рассказать о нем более подробно.
   С Анатолием Ивановичем я познакомился, когда девятнадцатилетним юношей пришел на первое занятие по шестиструнной гитаре в ленинградский Дом культуры имени 1 Мая. Было это в самом начале февраля 1977 года. До того я уже в течение года занимался у профессионального педагога джазовой гитарой, играя медиатором на самостоятельно смастеренной мною электрогитаре со звукоснимателем. Инструмент получился неказистым, но играть, предварительно подключив его к усилителю, было можно. Вероятно, так продолжалось бы и дальше, если бы волею случая я не оказался на концерте классической гитары, в одночасье решившем мою судьбу: электрогитара была оставлена раз и навсегда, а я загорелся желанием как можно скорее освоить совершенно покоривший меня своим звучанием новый инструмент. Такая возможность вскоре предоставилась: по объявлению я записался на курсы игры на гитаре и поехал на первое занятие...
   Посколько теорию я к тому времени уже немного знал, что несколько облегчало переход на классическую гитару, свое первое занятие со мной Анатолий Иванович посвятил подробному объяснению посадки гитариста и постановке рук. Особое внимание, помню, он обратил на правую руку, ведь до того я играл медиатором и кисть была несколько скована. К тому же в то время не было нейлоновых струн (своих производить мы еще не начали, а импортные были дороги и в большом дефиците) и в течение года или полутора мне пришлось играть на металлических. Прижимать их было трудно и первое время подушечки пальцев левой руки очень болели. Была у меня и еще одна проблема: я левша и осваивать игру правой рукой мне было непросто. Однако благодаря педагогическому таланту и настойчивости Анатолия Ивановича и моим стараниям эти трудности постепенно отступили, мне удалось выработать посадку и постановку рук как у всех гитаристов, извлекая звук правой рукой. Ну, а после того, как удалось достать себе нейлоновые струны, дело и вовсе пошло много успешнее.
   В занятиях со мной А. И. Семёнов давал играть этюды Ф. Карулли и М. Джулиани, затем были русская песня «Утушка луговая», английская «Зеленые рукава», знаменитый «Романс» В. Гомеса, который мне очень нравится и который я продолжаю исполнять до сих пор. После наступил черед «Кубинского танца» и «Вальса» А. М. Иванова-Крамского и, обязательно, пьеса «Астурия» Исаака Альбениса. Последнюю я долго играл наизусть, а теперь уже, к сожалению, забыл. Учил также «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Арабское каприччио» Ф. Таррега, «Полонез» М. Огинского. Это уже довольно сложные произведения и Анатолий Иванович, конечно же, давал их разучивать не в первый год обучения. Хорошо помню, что старшие ученики играли также «Канцонетту» Ф. Мендельсона.
   Работал Анатолий Иванович с учениками очень добросовестно. И как педагог, и как человек, был на редкость внимательным и вежливым. Интересно, что с каждым, даже самым маленьким по возрасту учеником, он всегда здоровался за руку. В начале каждого учебного года, он обязательно собирал учеников-новичков и обстоятельно расспрашивал, кто в каком классе и как учится, а если взрослые, то где работают и как у них обстоит дело со временем для занятий, каждого записывал в свой личный журнал. А уже на следующее занятие он знал и безошибочно помнил всех по именам, поражая нас своей необыкновенной памятью. Посещаемость строго контролировал и фиксировал в журнале.
   На занятия приходил всегда очень опрятно одетым: в костюме, с галстуком, в котором была старинная брошь, в белой рубашке со старинными запонками. Брошь и запонки, по его словам, были от отца. Был всегда очень тщательно выбрит. Костюм носил темного цвета, не новый, но очень хороший, брюки всегда были отглажены со стрелкой.
   Занятия в ДК были платными. В первый год моего обучения они стоили 8 рублей в месяц при двух уроках в неделю, в следующем году уже дороже — 12 рублей. Зарплата тогда, как правило, была невысокой и далеко не каждый родитель мог ежемесячно выделять такую сумму ребенку на гитару, поэтому некоторые ученики быстро уходили, но на их место приходили новые, и так постоянно из года в год.
   Все занятия Анатолий Иванович проводил индивидуально с каждым учеником. Урок начинал с проверки заданного материала: слушал, вносил поправки, исправлял ошибки и обязательно сам всегда показывал на своей гитаре, как нужно играть те или иные проблемные места.
   Перед занятием брал гитару ученика и тщательно ее настраивал. Делал это всегда по камертону. Он у него был язычковым, с колпачком как у авторучки, который вставлялся в карман пиджака. Так вот, Анатолий Иванович доставал камертон, ударял им по косточке на запястьи руки, потом подносил к уху, слушал и настраивал 1-ю струну, а по ней все остальные. Так же ответственно приучал он относиться к настройке гитары и своих учеников. Я при первой возможности сразу приобрел себе точно такой же камертон — он у меня до сих пор цел, хотя теперь, конечно, в ходу больше электронные.
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru