ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ
СЕМЁНОВ

гитарист, педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

   Очень внимательно Анатолий Иванович следил за посадкой, постановкой рук и особенно за чистотой игры. Не добившись чистоты и отчетливости исполнения, не разобравшись с учеником в причинах ошибок и не устранив их, не позволял двигаться дальше.
   Произведения для разучивания подбирал по возможностям ученика: считал, что как очень легкие, так и, наоборот, слишком сложные, играть толку мало, всему есть свое время. Как-то я замахнулся на понравившуюся мне весьма трудную пьесу, на что А. И. сказал, что учить ее мне еще рановато и посоветовал пока просто тщательно и не торопясь попробовать ее разбирать.
   Печатных нот не всегда хватало, а некоторых и вовсе не было, поэтому А. И. Семёнов часто давал нам экземпляр своих листов для переписки от руки прямо в коридоре. Занятие это было крайне утомительное, ведь если пьеса оказывалась большой, то переписывать ее приходилось и час и дольше... но, что поделаешь, если ксероксов у нас тогда еще не было. Правда, если произведение случалось уж слишком длинным, то Анатолий Иванович, позволял брать его для переписки домой — не сидеть же в коридоре целый вечер.
   Заставлял играть с метрономом, контролируя четкость и ровность ритма (для занятий дома мне тогда пришлось приобрести свой). С тех пор и по сей день, признаюсь, я недолюбливаю этот прибор, хотя, конечно, в практике обучения он бывает очень полезен.
   Все мы, его ученики, а маленькие дети — особенно, относились к Анатолию Ивановичу с большой любовью, восхищались его искусством, стремились ему подражать и о себе гордо говорили: «Мы — гитаристы!»... Я, как сейчас, помню его руки — руки музыканта — изящные, красивые. Играл он изумительно, звуки извлекал четкие, чистые и певучие. Грязной игры, грубых ошибок и нечистых и нечетких звуков, дребезжания струн не любил и не допускал. Слушать его было наслаждением! Я сейчас очень сожалею о том, что не записал в свое время его игру на магнитофон. Теперь, увы, этого уже не исправить и не вернуть.
   В молодости Анатолий Иванович Семёнов учился игре на гитаре у знаменитого петербургского гитариста, педагога и исполнителя, Петра Ивановича Исакова, о котором часто рассказывал всякие жизненные истории. Так, вспоминал, как к Петру Ивановичу во время занятий приходила жена и приносила большой термос с горячим кофе, которым он всегда угощал своих учеников. Сегодня я думаю, что тогда мог бы многое расспросить об Исакове гитаристе и педагоге, но по молодости лет этой возможностью, к сожалению не воспользовался...
   В Доме культуры им. 1 Мая я проучился у А. И. Семёнова примерно два года, а затем получил диплом и назначение на работу в Центральный банк Ленинграда на Фонтанке около Чернышова моста. Анатолий Иванович жил неподалеку от Лиговского проспекта на Боровой улице, дом 8, что всего в 15 минутах ходьбы от моей работы, и он пригласил меня продолжить занятия уже у него дома. Я согласился, и еще 3 года, пока работал в Госбанке, раз в неделю приходил к нему на квартиру.
   Дом его находился в старинном районе города — Лиговка времен В. Г. Белинского. Вход — под арку, просторный двор, а в центре его — небольшой дом, в котором и жил А. И. Семёнов. Квартира его располагалась на первом этаже, но этаж очень высокий, если вытянуть руку, то не достать и до подоконника. Внутрь ведет лестница с очень стертыми от времени ступенями. Двери в парадную всегда были открыты, отчего зимой ступеньки замерзали и подниматься по ним было очень опасно. Квартира у него была отдельная, однокомнатная: комната метров 10 в три окна, кухня и туалет. Ванной не было, надо было ходить в баню. Воды горячей тоже не было, но был газ и можно было греть воду, чтобы помыться.
   Жил Анатолий Иванович Семёнов очень скромно: старая мебель, старое пианино (на нем бюстик П. И. Чайковского и метроном), письменный стол, сервант, кровать и старая радиола «Регонда» с грампластинками. На столе стояла белая матовая электрическая лампа с регулятором. Мне она очень понравилась и я сразу купил себе такую же, стоила она 24 рубля, до сих пор стоит у меня на столе и продолжает исправно служить. Зарплату, как педагог, он получал небольшую, а в летние месяцы, когда занятий не было, то и вовсе ничего не имел. Рассказывал, что подрабатывал иногда на киностудии «Ленфильм», принимал участие в озвучивании каких-то фильмов.
   Когда я приходил, учитель первым делом угощал меня кофе, расспрашивал о работе, мы обсуждали концерты и все гитарные новости, а уж затем переходили к занятию. Длились они уже дольше, чем в ДК, — час или полтора. Так продолжалось в течение трех лет, а затем я перешел на работу в Новый Петергоф и наши встречи стали происходить намного реже.
   Своей семьи у Анатолия Ивановича не было; долгое время он жил в квартире с матерью, а после ее смерти остался один. Помимо гитары было у него и еще одно увлечение — иностранные языки. Сколько и какие именно языки он изучал и знал, я теперь уже точно не помню, но могу сказать, что видел у него даже огромный том словаря японского языка. Знаю также, что он много покупал и читал книг на иностранных языках.
   Надо еще сказать, что Анатолий Иванович писал музыку для гитары и делал переложения и аранжировки, правда, делал он это больше для себя, или, как говорят, «писал в стол», а потому сочинений своих почти никому не показывал и очень редко давал другим. У меня сохранился его замечательный «Вальс», который я продолжаю с удовольствием играть, а также обработки «Танца маленьких лебедей» П. И. Чайковского и вальса «На сопках Маньчжурии» И. Шатрова. Есть еще и моя любимая обработка песни из кинофильма «Весна на Заречной улице» (помните, «Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня...»), которую Анатолий Иванович сделал для меня по моей просьбе. Ее я до сих пор играю наизусть.
   Несколько слов о его гитарах. Дорогих инструментов у А. И. Семёнова не было, скромный достаток не позволял ему заказать гитару у мастера. Помню, что у него была старая «Resonata», производства ГДР, позднее появилась еще одна новая гитара, тоже «Resonata». Стоила она тогда в магазине 70 рублей. Других гитар я у него не видел.

   Из биографических данных об А. И. Семёнове мне точно известно, что родился он в 1938 году. По его собственным словам, в один день и год с артистом В. С. Высотским, то есть 25 января 1938 года, но последнего я утверждать не берусь, поскольку сам документов не видел.
   В 1992 году я приехал повидаться с Анатолием Ивановичем, но в квартире уже была другая дверь и новые жильцы. Соседи и дворник сказали мне, что А. И. Семёнов в 1991 году умер, и что вещи, книги и ноты его выбросили... Уже позже мне стало известно, что он скончался 28 мая 1991 года и похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга.
   Светлая тебе память, дорогой учитель!
   Ты многому меня научил, приучил к дисциплине, систематическим занятиям, правильной работе не только с гитарой, но и над собой... У тебя был истинный дар большого педагога!
 

•  А. И. Семёнов. Вальс : [ ноты ]
•  П. И. Чайковский. Танец маленьких лебедей : [ ноты ] / Перелож. для гитары А. И. Семёнова
•  И. А. Шатров. «На сопках Маньчжурии» (вальс) : [ ноты ] / Перелож. для гитары А. И. Семёнова
•  Б. А. Мокроусов. Мелодия из к/ф «Весна на Заречной улице» : [ ноты ] / Обраб. А. И. Семёнова
 

1 2
Рейтинг@Mail.ru