ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

НИКОЛАЙ ДАНИЛОВИЧ
ШАРИКОВ

художник,
гитарист-любитель
Россия

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Шариков Николай Данилович (1873-1951)ШАРИКОВ, Николай Данилович, род. 11 мая 1873, г. Сердобск Саратовской губ. (ныне – в Пензенской обл.) – ум. 4 марта 1951, Краснодар*, — русский живописец и рисовальщик, мастер пейзажа, гитарист-шестиструнник. Родился в бедной мещанской семье в небольшом уездном городке Сердобске (до 1780 года — село). С детства чувствовал тягу к рисованию и мечтал стать художником. В 1896 году уехал в Москву и был принят «вольнослу­шателем», а на следующий год — студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По окончании училища, в 1903-1909 гг. продолжил художественное об­разование в Высшем художественном училище при Импе­раторской Академии художеств в Петербурге (мастерская акад. В. Е. Маковского); звание художника получил 30 октября 1909 года за картину «Вечерний звук». В те же годы посещал Педагогические курсы при Академии. Участник 1-й выставки Московского общества художников «Звено» (1917), многочисленных выставок в Ростове-на-Дону и Краснодаре (до 1920 — Екатеринодар). В начале 1920-х годов жил в Москве и некоторое время работал под руководством скульптора С. Т. Конёнкова. Однако в силу обстоятельств большей частью вынужден был заниматься всякой «поденщиной»: делать к праздникам стенды, пи­сать плакаты и т. п. Затем переехал на Кубань и до конца жизни жил и работал в Краснодаре, где более двадцати лет преподавал в Краснодарском художественном училище (техникуме). В своих пейзажах отображал в основном природу Черно­морского побережья Кавказа и предгорной полосы Кубани. Искусствовед В. Беломыцева, говоря о его творчестве, писала: «В пейзажах он стремился уловить тончайшие оттенки различных настроений. Красивы и выразительны виды Геленджика и Крыма. Спокойные и поэтичные, они несут печать лучших традиций русской реалистической живописи...» (В. Беломыцева. Ф. А. Коваленко и молодые худож­ники // Памяти Ф. А. Коваленко: Сб. сообщений. – Краснодар, 1994. – С. 37. Цит. по: В. П. Бардадым, стр. 221). В 1938 году стал одним из основателей и первых членов Краснодарского краевого отделения Союза художников РСФСР**. Во время войны Н. Д. Шариков, будучи в то время уже в преклонном возрасте, оставался в Краснодаре, который более полугода (с 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г.) находился под оккупацией немецко-фашистских войск. Известно, что немецкая оккупационная администрация, надеясь расположить к себе местное население, уже в сентябре 1942 года привела в порядок и подготовила к открытию два краснодарских музея — художественный и краеведческий. Более того, ею была проведена художественная выставка, на которую были отобраны лучшие работы местных мастеров, в том числе и Н. Д. Шарикова. Издававшаяся немцами на русском языке газета «Кубань» даже посвятила этому событию несколько своих публикаций, в одной из которых отмечалось, что у большинства художников видна художественная культура и хорошая школа. «Живописным языком, понятным широкой публике, обладает художник Шариков: по мнению многих зрителей, его «Лунная соната» звучит музыкально», – говорилось в ней. Для Н. Д. Шарикова «нахождение на оккупиро­ванной территории» впоследствии обернулось тем, что он в «административном порядке» был отстранен от преподавательской работы, а затем и вовсе уволен из училища. Сам художник, очевидно, также немало тяготился фактом своего пребывания в оккупа­ции и невольным участием в пропагандистских «культурных мероприятиях» немцев, и своим учени­кам предпочитал говорить, что в 1941—1944 годах он жил в блокадном Ленинграде. «Проживал Нико­лай Данилович со своей супругой Елизаветой Илларионовной (1890—1964) по улице Октябрьской (бывшей Посполита­кинской), 18, напротив Мариинского бульвара, в старинном турлучном доме, занимая одну комнату с коридором, выходящим во дворик, мощенный красным кирпичом. Отличался он гостеприимством, искренностью. Но избегал затрагивать «политические темы». <...> Крайняя бедность Шарикова, при крайней нетребовательности и романтическом отношении его к жизни, трогали всех, кто посещал художника. Интеллигентность, культура, душевность Николая Даниловича привлекали к нему молодежь» (В. П. Бардадым, с. 217-218). Похоронен в Краснодаре на Всесвятском кладбище, где еще сохранилась его могила. Работы художника находятся в коллекции Краснодар­ского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко (27 живописных и 24 графических ра­боты), а также в частных собраниях.

Н. Д. Шариков со своими учениками (1930-е годы).  Художники Н. Д. Шариков и Г. А. Аветисьян.

На фото слева: Н. Д. Шариков со своими учениками (1930-е годы).
Справа: художники Н. Д. Шариков и Г. А. Аветисьян в кругу творческой молодежи
(из коллекции П. Н. Шляпина).

Значительную известность Н. Д. Шариков получил и как замечательный гитарист. Первоначально он играл на семиструнной гитаре, по которой являлся учеником А. П. Соловьева. Затем перешел на шестиструнную, игре на которой учился сначала самостоятельно, а затем у В. П. Лебедева, был членом его гитарного кружка.

Гитарист С. А. Белановский в своих воспоминаниях называет Н. Д. Шарикова - наряду с Б. А. Перот­том - одним из двух «выдающихся учеников Лебедева». Далее он рассказывает о нем следующее:

  Художник Шариков учился у Василия Петровича сравнительно недолго – около двух лет. Будучи самоучкой, еще до занятий с В. П. он достиг значительных результатов (играл почти в настоящем темпе 1-й вальс Дюрана), что очень удивило Лебедева. Но, конечно, и постановка рук, и исполнение были неправильными, чувствовалось отсутствие руководства, и пришлось переучиваться. И художник Шариков со всем этим справился довольно хорошо и за время ученичества у Лебедева настолько продвинулся, что мы с большим удовольствием слушали его в кружке, несмотря на то, что ему не удалось полностью избавиться от всех недостатков, приобретенных им до того.

  Художник Шариков был врожденным виртуозом и музыкальным человеком. Помню, какое неизгладимое впечатление произвело его исполнение в кружке "Fantaisie romantique" Мертца. Она была исполнена с такой легкостью и вкусом, что все были поражены прелестью и необыкновенной ажурностью этой композиции. В его репертуаре были произведения Доминичи и Коттэна, из которых ему очень удавались "Танец леших" и "Песнь раба" Коттэна.

  В Москве художник Шариков познакомился с Валерианом Алексеевичем Русановым, которому тоже очень понравилась игра Шарикова.

  При его настойчивости из него мог бы выработаться хороший концертант, но перед публикой Шариков совершенно терялся и не мог играть***.

С. А. Белановский. Моя музыкальная автобиография //
Классическая гитара в России и СССР / сост. М. С. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 202.

По воспоминаниям П. С. Агафошина, Н. Д. Шариков «играл на шестиструнной гитаре с добавочными басами, репертуар составляли пьесы Лебедева, Деккер-Шенка и Мертца. Являлся, бесспорно, выдающимся гитаристом. Техника его была на высоком уровне. Пьесы исполнял уверенно. В Москве Шариков начал с успехом выступать в концертах. Но карьера его как гитариста неожиданно оборвалась из-за довольно досадной болезни большого пальца правой руки****, и он вынужден был с болью в душе оставить гитару» (Классическая гитара в России и СССР. - Стлб. 20).

По свидетельству В. П. Машкевича, «Н. Д. Шариков как блестящий исполнитель на шестиструнной гитаре появился в Москве ..весной 1907 г.» (там же. - стлб. 38), причем, своей популярностью там он в немалой степени был обязан В. А. Русанову, с которым некоторое время поддерживал товарищеские отношения*****, и который «пропагандировал его исполнение и у себя на квартире, и в публичных концертах, например, в клубе железнодорожников в апреле 1908 г. после драмы В. А. Русанова "За и против"» (там же. - стлб. 37)

Еще одно воспоминание о Н. Д. Шарикове оставил гитарист С. М. Шевелёв:

Сильный, чистый и певучий тон; в исполнении много чувства; гитару (большую с добавочными басами) строил на тон выше камертона, - удивительно, как выдерживали жильные струны! Игра его производила сильное впечатление на слушателей; играл неизданные сложные и красивые композиции и переложения русских гитаристов: В. П. Лебедева (учеником которого он был) и Деккер-Шенка, а также западных гитаристов: Джулиани, Мертца и др.

Классическая гитара в России и СССР. – Стлб. 1963-1964.

В 1907 году гитарные способности Н. Д. Шариков были отмечены и в опубликованной в журнале «Музыка гитариста» заметке, автор которой, подписавшийся «Старый гитарист», писал:

...Тепло и отрадно становится на душе, когда слушаешь талантливое исполнение и видишь горячую веру в любимый инструмент. В особенности поразил меня своими успехами молодой художник Н. Д. Шариков, петербургский гитарист. Чистота, звучность и сила тона, блеск и уверенность исполнения, круглота, ровность, отчетливость и легкость в самых быстрых темпах – все это заставляет думать, что в Н. Д. Шарикове предвидится выдающийся гитарист-виртуоз, созданный для эстрады. В его игре невольно захватывает искренность и увлечение самого исполнителя; он словно живет и любуется красотой и блеском звуков, как живет и любуется иной художник игрою солнечных лучей. Это придает его игре оттенок юношеской свежести и бодрости. Да, если обстоятельства сложатся благоприятно, – в ряду почитателей гитары этот молодой гитарист займет одно из первых мест.

"Музыка гитариста", 1907, №7, с. 112.

Поздравления Н. Д. Шарикову с 75-летним юбилеем.   Могила Н. Д. Шарикова на Всесвятском кладбище.

Слева: Поздравления городских властей Краснодара и коллег
в связи с 75-летним юбилеем художника Н. Д. Шарикова.
Из коллекции документов Краснодарского художественного музея имени Ф. А. Коваленко.

Справа: Могила Н. Д. Шарикова и его супруги Елизаветы Илларионовны на Всесвятском кладбище.
Фото В. И. Бирюкова. 2000 г.


Лит.: Бардадым В. П. Кисть и резец. Художники на Кубани. – Краснодар: Сов. Кубань, 2003. – С. 212-221; Шариков Николай Данилович // Классическая гитара в России и СССР/ сост. М. С. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 1962-1964; Агафошин П. С. Биография. Воспоминания // Там же. – Стлб. 13, 15, 20, 37-38; Белановский С. А. Моя музыкальная автобиография // Там же. – Стлб. 202; Из дневника гитариста [Хроника] // Музыка гитариста. – 1907. – № 7. – С. 112; Музыкальное обозрение // Музыка гитариста. – 1908. – № 11. – С. 14.
 


* Д. И. Крутиков (С.-Петербург) в своих публикациях, в частности, в статье "Развитие гитарного искусства в Петербурге – Петрограде – Ленинграде в первой половине XX века" (Искусство и образование. – 2008. – №3 (53). – С. 18-27) на стр. 22 более чем вдвое "укоротил век" Н. Д. Шарикову: "В гитарный кружок Лебедева входили такие люди как художник Н. Д. Шариков (1881-1918) и доктор Б. А. Перрот (1882-1958)". Заметим, что Д. И. Крутиков (ныне кандидат искусствоведения, а на момент написания статьи аспирант Санкт-Петербург­ской консерватории им. Н. А. Римского–Корсакова, соискатель ученой степени кандидата наук), позаимствовав, судя по всему, эти сведения из энциклопедии "Классическая гитара в России и СССР" (т. е. из источника, основу которого составляют материалы, большей частью собранные Машкевичем не менее полувека назад) и где, кстати, в отличие от статьи молодого ученого, сами они отнюдь не утверждаются категорично – "Род. приблизительно в 1881 г. Затерялся в 1918 г." – мог бы и уточнить данные, включаемые им в работу, претендующую на статус научной, тем более, что это сегодня не составляет большого труда.

** Встречающееся иногда в печати утверждение, что Н. Д. Шариков состоял "членом правления первого состава Краевого отделения Союза художников РСФСР", не соответствует действительности. В 1938 году на 1-й крае­вой конференции художников Краснодарского края первым председателем краевого отделения был избран ин­спектор ИЗО отдела по делам искусств при исполкоме краевого Совета депутатов трудящихся А. П. Ладонкин. В состав первого правления вошли художники: В. Козлов, В. Зеленев, Л. Цигоев, М. Богоявленский. Приме­чательно, что, когда в ноябре 1940 года правление осуществляло перерегистрацию членов с целью проверки «творческого лица художников» и направления их творчества на «правильный» путь, в протоколе его заседания от 13 ноября 1940 г. в числе тех, кому следует «подправиться», был назван и Н. Д. Шариков. (См.: Перебейнос, Л. Ю. Краснодарское краевое отделение Союза художников РСФСР и развитие изобрази­тельного искусства на Кубани (Конец 1930-х – середина 1950-х годов) // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 2. – С. 91-93).

*** Последнее замечание, считал В. П. Машкевич, не соответствует действительности, и связано, вероятно, с тем, что Белановский, по-видимому, помнил исполнения Шарикова лишь самого первого периода его деятельности. Очень скоро, поправляет его Машкевич, уже в 1907 и 1908 гг., "он совершенно не терялся в Москве в залах на несколько сот слушателей". (Классическая гитара в России и СССР. – Стлб. 202, прим. 4).

**** В биографии гитариста, написанной В. П. Машкевичем, на этот счет имеется следующее уточнение: "Много работая над картиной, Н. Д. Шариков переутомил большой палец правой руки, неудачное электролечение которого лишило его способности двигаться" (там же. - Стлб. 1962).

***** Утверждение П. С. Агафошина в "Воспоминаниях" о том, что их последующий разрыв был вызван недостатками Русанова как гитариста (отсутствием у него должной техники, способности к импровизациям и проч., отчего, якобы, произрастало его завистливое отношение к более одаренным исполнителям), которые "оттолкнули от него многих видных гитаристов, в числе которых был и Шариков" (Агафошин П. С. Воспоми­нания // Классическая гитара в России и СССР. – Стлб. 15) опровергается В. П. Машкевичем, указывающим, что эта ссора произошла на бытовой почве и к гитаре отношения не имела (впрочем, в диалоге Агафошина с Машкевичем, состоявшемся в апреле 1944 года, Агафошин также приводит личный мотив разрыва, говоря, что причиной его послужил отказ Шарикова жениться на дочери Русанова. Машкевич, правда, считает это досужим вымыслом, и настаивает, что "они разошлись потому, что Шариков, проживая несколько недель на даче у Русанова, стал волочиться за молодой женщиной, женой инженера, из семьи хороших знакомых Русанова, вопреки предварительному предупреждению В. А. не делать этого" (там же. - Стлб. 13).


В статье использованы фотографии из книги В. П. Бардадыма "Кисть и резец. Художники на Кубани"
(Краснодар: Сов. Кубань, 2003).

Рейтинг@Mail.ru