ШТОКМАН Юлий Михайлович, род. 9 мая 1839, Петербург*, – ум. 4 (17) декабря 1905, Курск, – российский гитарист-шестиструнник,
композитор и педагог. С ранней юности очень интересовался древней историей и археографией востока, для чего занялся изучением восточных языков –
арабского, персидского и турецко-татарского, и мечтал, для осуществления своих желаний, о службе на востоке по дипломатической части, но, по
независящим от него причинам, вынужден был от этих планов отказаться и посвятил себя педагогике. Окончил Петербургский университет. Некоторое время
работал в Санкт-Петербурге нотариусом. В ноябре 1871 года переехал в Курск, где стал преподавателем географии и немецкого языка в Курской мужской
гимназии. С 1894 года преподавал географию в Мариинской женской гимназии. Принимал активное участие в работе
Губернского статистического комитета, будучи его постоянным членом. Являлся одним из членов-учредителей созданной при этом комитете 3 декабря 1901 года
историко-археологической комиссии, преобразованной в 1903 году в губернскую Ученую архивную комиссию, входил в состав ее археологического и
архивного отделов. Опубликовал работу по геологии Курского края «О самородном камне». Под его руководством были изданы «Атлас всех частей
света и государств Европы», подробная географическая карта Курской губернии (1875 г.). Составил учебник немецкого языка для младших классов
средних учебных заведений (Ч. 1–2. СПб.: К. Риккер, 1876 –1878). Издал также книгу стихотворений. Статский советник. За педагогическую и научную
деятельность награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны.
Юлий Михайлович ШТОКМАН
(Фотография из книги: Заяицкий С.С. Интернациональный союз гитаристов.
М.: Типолитография А. В. Васильева и Ко, 1902) Заниматься гитарой начал в начале 1860-х
годов в период учебы в университете. Будучи знаком с некоторыми артистами Императорского оперного оркестра, людьми, окончившими зарубежные
консерватории, руководствовался их рекомендациями при выборе теоретических сочинений и уже тогда, по его собственным словам, осознал, что "гитара не
есть предмет легкой забавы, [...] а напротив, инструмент, требующий серьезного отношения". Одновременно со школами Ф. Карулли, М. Каркасси, Л.
Леньяни, Д. Агуадо и Ф. Сора, усердно штудировал общую теорию музыки, пользуясь лучшими тогда иностранными работами в этой области, а затем перешел к
изучению композиторов, начав с более доступных – Маттео Каркасси, Йозефа Кюфнера и Йохана Каспара Мерца, и последовательно переходя к сочинениям
Мауро Джулиани, Филиппо Граньяни, Цани де Ферранти, Джулио Регонди и Фернандо Сора. В процессе занятий увлекся собиранием нотной литературы.
"Коллектирование хорошей музыки, – писал он в автобиографии, – дошло у меня до мании: у меня в течение времени составилась богатейшая коллекция нот, на
которую истрачено более 4000 рублей. Обилие материала открыло мне возможность непосредственного близкого ознакомления с гитарной литературой, сокровищами
которой я тем более восторгался, чем более углублялся в ее изучение". Позднее в нотную библиотеку Ю. Штокмана вошло и унаследованное им ценное и обширное собрание
сочинений для гитары, принадлежавшее И. А. Клингеру, с которым он познакомился и близко сдружился в конце 1870-х годов. Тогда же вместе с И. А. Клингером
им был создал в Курске кружок гитаристов (Общество друзей классической гитары), просуществовавший около 20 лет. В деятельности кружка принимали
участие дочери музыканта (одной из них — Верой Юльевной Штокман — впоследствии были написаны воспоминания об И. А. Клингере, опубликованные в
журнале "Гитарист", 1904, № 6, и воспоминания об отце, напечатанные в журнале "Музыка гитариста", 1907, №№ 2-3),
художник А. К. Дамберг и др. В 1883 году Юлий Штокман стал почетным членом Лейпцигского гитарного клуба. В том же году им с санкции А. Г. Рубинштейна был
организован класс гитары при музыкальных классах Курского отделения Русского музыкального общества, где он безвозмездно проводил занятия и
проявил себя прекрасным педагогом, много работая индивидуально с каждым учеником, многие из которых неоднократно с успехом выступали перед публикой
не только на обязательных музыкальных вечерах, но и в концертах. Курсы, правда, действовали недолго и вскоре прекратили свое
существование из-за недостаточности интереса к ним слушателей. С 1885 года преподавал шестиструнную гитару также в Музыкальных классах А. М. Абазы. В 1899 году Ю. М. Штокман стал членом русской секции Интернационального союза гитаристов,
организованного в Мюнхене, избирался в состав его музыкального комитета. Он также способствовал созданию класса гитары на устроенных Московской
консерваторией музыкальных курсах. Музыкальное наследие Ю. М. Штокмана невелико. Его пьесы и романсы носили характер грустного раздумья, были глубоко задушевны.
Сонаты "Вечером", "Начало", "Серенада" и др. в 1901 году были изданы у П. И. Юргенсона ("Tonstücke für die Guitare" von J. Sctockmann: Op. 1. Serenade, Op. 2. Wiegenlied, Op. 3. Kleinrussisches Volkslied, Op. 4. Erinnerung. Nocturne, Op. 5. Am Abend. Menuett. Capriccio, Op. 6. Fiebertraum. Etude, Op. 15. Im Mondenschein. Nocturne).
По поводу публикации своих сочинений музыкант писал: "Издавая свои композиции, я главным образом рассчитывал на немецких гитаристов,
убедившись, что у нас в России испанская гитара почти совершенно вытеснена; этим объясняются и немецкие заглавия моих пьес" (из письма В. А. Русанову от
26 мая 1904 года, "Музыка гитариста", 1907, № 10). Лучшим его сочинением считается "Романс с резонансом". В
1904-1905 годах активно сотрудничал с журналом "Гитаристъ". Автобиография музыканта, с
небольшим дополнением к ней С. С. Заяицкого, была опубликована в книге "Интернациональный союз гитаристов" (1902), а в
журнале "Гитаристъ" (№ 1, 1905) – биографический очерк В. А. Русанова "Ю. M. Штокман. Гитарист-композитор". В 1906-1907 гг. в журналах
"Гитаристъ" ("О гитаре. Из переписки с Ю. М. Штокманом", 1906, №№ 1, 2, 3) и
"Музыка гитариста" (1907, №№ 9, 10, 12) были опубликованы письма Ю. М. Штокмана к В. А. Русанову, которые, как сказано в предисловии к
публикации, "помимо их чисто исторического значения и интереса, содержат в себе много ценных советов и указаний, которые могут быть полезны многим
гитаристам". В одном из этих писем (от 18 апреля 1904 г.), Ю. М. Штокман о своем "служении благороднейшему инструменту" писал: "Положа руку на сердце
могу сказать, что служу идее без всяких личных интересов; моя мания – пропагандировать гитару как великую утешительницу удрученных; она была моим
вернейшим другом и в тяжкие минуты жизни неоднократно вселяла в измученную душу проблески неясных новых надежд."
Был похоронен в г. Курске на Немецком (Лютеранском) кладбище.
* Год и место рождения указаны по автобиографии Ю. М. Штокмана, опубликованной в книге С. С.
Заяицкого "Интернациональный союз гитаристов" (М., 1902):
"Я, Юлий Михайлович Штокман, родился в Петербурге в 1839 году..." (с. 40). В
некоторых других источниках, в т. ч. в "Курской энциклопедии" (сост. Ш. Р. Гойзман)
утверждается, что Ю. Штокман родился в 1836 году и был "уроженцем Курляндской губернии". |