ШУЛЯКОВСКИЙ, Александр Викторович, род. 4 августа 1906, Киев, - ум. 8 ноября 1979, Москва, — советский гитарист и педагог, гитарный мастер. В 1932 г. окончил Киевский
политехнический институт по специальности инженер-электрик, занимался электрооборудованием электрического подвижного состава. Некоторое время
руководил трамвайным трестом в г. Запорожье. С началом войны был направлен на Урал в г. Нижний Тагил на завод по производству танков. В 1946-1951 гг.
работал на Черниговской фабрике музыкальных инструментов им. П. Постышева сначала начальником экспериментального цеха, а затем — главным инженером. В
1951-53 гг. — директор Одесской музыкальной фабрики, а с 1953 г. — заведующий отделением акустики Черниговской фабрики. Руководил созданными им
на этих предприятиях гитарными ансамблями. С 1966 г. вплоть до выхода в 1968 году на пенсию работал в г. Киеве начальником производственно-технического
отдела Главмузпрома УССР. В 1972 году переехал на постоянное место жительства сначала в Люберцы Московской области, а в 1976 г. — в Москву.
Первые уроки игры на гитаре получил в детстве от матери, а позже, в 1924-27 гг., изучал гитару в Одессе под руководством разных педагогов, в том
числе З. Кипченко. После переезда в 1927 году на учебу в Киев, одновременно поступил на вечернее отделение Киевской консерватории в класс народных
инструментов М. М. Гелиса (гитара, балалайка, мандолина, домра), под руководством которого с перерывами занимался до 1940 г. С 15 лет начал
давать собственные уроки игры на гитаре, руководил самодеятельным оркестром народных инструментов и гитарным ансамблем. В 1949-50 гг. преподавал гитару
в Черниговской музыкальной школе, в 1951-53 гг. — в Одесской вечерней музыкальной школе и одновременно читал лекции по методике преподавания игры
на народных инструментах в Одесской консерватории. Являлся первым педагогом гитаристов Я. Пухальского и К. Смаги.
В 1968 году в качестве бесплатного приложения к выпускаемым Черниговской фабрикой семиструнным гитарам, был издан самоучитель игры на гитаре А. В. Шуляковского.
Занимался также изготовлением гитар, в том числе сделал несколько инструментов для Владимира Высоцкого, которые тот высоко ценил, и других
актёров московского Театра на Таганке.
Сын — Виктор Александрович Шуляковский (род. 1945) — российский актёр театра и кино, окончил высшее Театральное училище им. Б. В. Щукина, с
1974 года работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке, заслуженный артист России (2008).
МАСТЕР ШУЛЯКОВСКИЙ
Артист театра на Таганке, Виктор Александрович Шуляковский,
рассказывает об отце
Из статьи:
Симакова Л. Владимир Высоцкий: «У меня гитара есть…» // Вагант [Бюлл.-альманах Госуд. культурного
центра-музея В. С. Высоцкого; гл. ред. С. Н. Зайцев] . — 1993. — № 11/12. — С. 11-12.
Впервые о гитаре мастера Шуляковского я услышала от заведующей методкабинетом Люберецкого Дома Культуры, когда расспрашивала ее о концертах
Высоцкого у них в ДК. Она помнит, что на одном из концертов Высоцкий сказал, что знает этот Дворец культуры, так как в нем работал мастер Шуляковский,
который делал ему гитару, и сын которого — артист Театра на Таганке.
Коллекционер Петр Сатуров подобрал мне снимки люберецких фотографов Н.Г.Токарева, А.А.Савинова, Е.Н.Ковригина и лыткаринских
фотографов А.А.Феоктистова, И.Чернова и определил, что на концертах в Люберецком ДК (10.04.1978г. и 03.07.1980г.), а также в Лыткаринском ДК "Мир"
(03.07.1980г.) Владимир Высоцкий выступал с гитарой Шуляковского.
Кто же такой — мастер Шуляковский?
Я встретилась с его сыном, артистом Театра на Таганке, Виктором Александровичем Шуляковским и попросила его рассказать об отце.
МАСТЕР
— Мой отец Александр Викторович Шуляковский родился в 1906 году в Киеве.
До революции он успел закончить два класса Первой киевской гимназии, затем учился на рабфаке, поступил в политехнический институт и в 1932 году
закончил его, получив специальность инженера-электрика. Он занимался электрооборудованием подвижного состава: электропоездов, трамваев,
фуникулеров... Одно время руководил трамвайным трестом в Запорожье. Когда началась война, отец был направлен на Урал в Нижний Тагил, где занимался
электрооборудованием советских танков. Были у отца и печатные труды по теме контактных сетей на электроподвижном транспорте.
Позднее, однако, Александру Викторовичу пришлось уйти в другое дело. После войны у него не было возможности вернуться в Киев, и с 1946 года он
начинает трудиться на черниговской фабрике музыкальных инструментов, вначале в должности начальника экспериментального цеха, а затем — главным инженером.
Как же инженер-электрик попал на музыкальное производство? Дело в том, что еще в начале 30-х годов, во время учебы в КПИ, Александр Викторович
параллельно обучался на вечернем отделении Киевской консерватории по классу народных инструментов: гитара, балалайка, мандолина (домра)... Он был
прекрасным балалаечником, великолепно играл пьесы Андреева, Веньявского и других. Примерно в тот же период в оркестре народных инструментов под
руководством Марка Гелиса, впоследствии профессора киевской консерватории, отец играл на мандолине и гитаре. В начале 50-х годов Александр Викторович
был переведен в Одессу директором одесской фабрики пианино и по-совместительству преподавал в Одесской государственной консерватории. В
1954 году он снова возвратился в Чернигов на должность главного инженера. То обстоятельство, что отец сочетал в себе инженера и музыканта, его искренняя
любовь к народной музыке и инструментам, дало ему возможность стать отличным музыкальным мастером. Вот что писал об Александре Викторовиче в 1965 году
журнал «Украина»:«...На музыкальной фабрике Александр Викторович ведет ансамбль гитаристов. Этот маленький коллектив не раз слушали в Чернигове,
приглашали в Киевскую консерваторию. Инструменты у музыкантов — своего производства. Треть гитар, выпускаемых фабрикой, — сделана по моделям, предложенным Шуляковским».
Руководя на черниговской и одесской фабриках работой музыкальных мастеров, Александр Викторович проповедовал простой принцип: «Делаешь
инструменты — умей играть на них!», — и сам был тому заразительным примером. По его инициативе в техникуме деревообрабатывающей промышленности,
действующем при черниговской музыкальной фабрике, ввели как обязательные дисциплины — основы акустики, курс игры на фортепиано и народных
инструментах. Куда бы его ни закинула судьба, отец создавал ансамбли и оркестры и сам самозабвенно в них трудился, оркестрируя партитуры и
дирижируя... Известный московский искусствовед профессор В. П. Машкевич
как-то пошутил: «Если бы Шуру Шуляковского одного на парашюте выбросить на полюс, то через пару недель там бы возник оркестр белых медведей, играющих на гитарах и балалайках».
«Александр Викторович подготовил методику преподавания игры на гитаре — читаем дальше в журнале «Украина». — Двадцать лет он отдал этой работе,
проштудировал большое количество школ гитарной классики разных стран. У него огромная библиотека, посвященная гитарному искусству, в которой есть
уникальные издания. Многие его ученики благодарны ему за науку, а некоторые, начинавшие заниматься гитарой в ансамбле Шуляковского, стали знаменитыми музыкантами».
В 1966 году отца перевели в Киев, в главмузпром, начальником производственно-технического отдела. Формально это было повышение в
должности, но служба в главке носила бюрократический характер, и в 1968 году, выйдя на пенсию, Александр Викторович все свое свободное время отдавал
любимому делу: своими руками, начиная с нуля, изготавливал гитары разных моделей и конструкций. На основе работ выдающихся мастеров прошлого отцу
удалось создать свои оригинальные, прекрасно звучащие инструменты.
От кого у отца музыкальные способности, я не знаю. Его отец, а мой дед, Виктор Александрович, служил смотрителем зданий Юго-западной железной
дороги. По тому времени — должность достаточно престижная и ответственная. Дед был отличным рисовальщиком — писал маслом копии известных мастеров. У
нас в доме было несколько его картин. Отец тоже писал копии, и эти работы, с моей точки зрения, выполнены отлично. А были ли в семье музыканты, я просто не знаю...
Когда после армии я учился на актерском факультете театрального училища имени Щукина, родители поменяли Киев на Люберцы и поселились в доме напротив
Люберецкого ДК. Это было в 1972 году. В этом Дворце культуры Александр Викторович вел гитарную студию и продолжал заниматься изготовлением и ремонтом гитар. А в 1976 году мы переехали в Москву.
Закончив в 1973 году училище, я проработал год в театре имени Н. В. Гоголя, а в начале театрального сезона 1974 года пришел показаться в Театр
на Таганке. Обычно актеры играют драматические отрывки, читают стихи или прозу, наконец, поют или плящут. А я... сыграл на гитаре вальс ми-минор А.
Иванова-Крамского и первую часть «Астурии» И. Альбениса, после чего Юрий Петрович Любимов принял меня в театр. Владимир Высоцкий, — присутствовавший
на просмотре, сказал: — Ух, какая гитара, старичок! Откуда она у тебя? — Отец сделал. — А мне он может такую сделать?
И отец сделал. И не одну. И не только ему. Гитары работы А. В. Шуляковского есть у многих артистов Театра на Таганке: Валерия Золотухина,
Анатолия Васильева, Ивана Дыховичного, Дмитрия Межевича, Станислава Холмогорова и других. А Владимиру Высоцкому отец сделал несколько гитар:
четыре или пять. Были и с вырезом, и обычной формы, и с головкой грифа в виде лиры, и с двумя грифами. Владимир Высоцкий был постоянным заказчиком: несколько раз приезжал в Люберцы...
Однажды днем, после репетиции, Володя предложил: «Давай съездим ко мне — сыграешь Марине Высотского». Он говорил о Михаиле Тимофеевиче Высотском,
выдающемся русском гитаристе-семиструннике начала прошлого века. Владимир всегда с гордостью упоминал о том, что у него был такой гениальный
однофамилец. Мы поехали на Малую Грузинскую, и я играл Володе с Мариной пьесу М. Т. Высотского «Пряха».
Владимир всегда с большой теплотой говорил о моем отце, как о мастере. С гитарой его работы он ездил в концертное турне по Америке. Когда 8 ноября
1979 года Александр Викторович умер, Володя выразил мне соболезнование и сказал: «Прости, зайти не могу. У меня со смертью свои отношения, ты скоро
это поймешь!» Это он говорил после своей клинической смерти в Бухаре 25 июля 1979 года и за несколько месяцев до трагического 25 июля 1980 года...
ЛИТ.:
Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – С. 1985; Симакова Л. Владимир Высоцкий: «У меня гитара есть…» // Вагант; гл. ред. С. Н. Зайцев. –
М.: Гос. культ. центр-музей В. С. Высоцкого, 1993. – № 11/12. – С. 11-15; Симакова Л. Гитара Шуляковского: [О музыканте и гитар. мастере, делавшем гитары для В. Высоцкого] // Подмоск. изв. – 1993. – 9 сент.
|