ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
ЮРЬЕВ

гитарист-педагог,
композитор
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ГИТАРИСТЫ

     

Гитарист Василий Михайлович Юрьев (1881-1962)ЮРЬЕВ, Василий Михайлович, род. 9 (21) дек. 1881, г. Жи­зд­ра Калужской губ., – ум. 5 ноября 1962*, Москва, — рус­ский и советский гитарист-семиструнник, музыкальный педа­гог, ком­позитор. Игре на гитаре обучался у А. П. Соловьёва, теории му­зыки и композиции под руководством Г. Г. Лобачёва и Н. С. Речменского. Исполнительскую деятельность начал в 1903 г.
   С семи лет пел в церковном хоре. В 1896 г. родители при­везли сына в Москву и устроили его на работу на чайной фаб­рике фирмы С. В. Перлова. В период своего ученичества, живя в общежитии, начал обучаться пению и игре на скрипке и трубе. Спустя некоторое время пел в хоре и играл в духовном и струнном оркестрах. Гитару впервые услышал в возрасте во­семнадцати лет, в исполнении своего сослу­живца, слуховика В. Е. Чибисова, у которого начал брать уроки. Вскоре занялся поисками музыкально-грамотного учителя, которые привели его к Ф. А. Тамму, а последний, видя быстрые успехи своего уче­ника, через некоторое время рекомендовал его А. П. Соловь­ёву. В. П. Машкевич об этом периоде творческой биографии В. М. Юрьева писал:
   «Художественное, задушевное исполнение учителя увле­ка­ло ученика и все свое свободное время он стал отдавать гитаре. Скрипка и труба были отложены на второй план, но за­нятия на них все же продолжались. И вот преподаватель игры на скрипке, свободный художник И. Г. Зорко, заметив охлаж­дение своего ученика к скрипке и узнав о его увле­чении гита­рой, попытался однажды образумить В. М.
   «Мне платят деньги», — сказал он, — «чтобы сделать из вас музыкантов, и я учу не каждого, а только способных, и вдруг узнаю, что вместо того, чтобы учиться игре на королеве инструментов — скрипке, Вы занимаетесь изучением какого-то примитивного инструмента — гитары, и сами оплачиваете эти уроки?»
   Но слова преподавателя не убедили ученика.
   С А. П. Соловьевым В. М. Юрьев занимался около трех лет, прошел с ним всю школу, а также упражнения Сихры, закончив второй и четвертой экзерцициями патриарха русской семиструнной гитары.
   Когда А. П. Соловьев организовал квартет, Василий Михайлович принял в нем участие. Состав квартета: А. П. Соловьёв — 1-я кварт-гитара, В. Н. Берёзкин — терц-гитара, В. Г. Успенский — боль­шая гитара, В. М. Юрьев — 2-я кварт-гитара. Этот квартет с большим успехом исполнял композиции Моцарта, Бетховена, Шуберта, Паганини и др.
   В. М. Юрьев был одним из организаторов Общества гитаристов им. А. П. Соловьёва и состоял его членом до ликвидации Общества.
   В 1910 г. по приглашению Н. А. Черникова, В. М. Юрьев поступил преподавателем игры на гитаре в общество «Музыка и пение», переименнованном позже в «Первые Московские классы игры на народных инструментах», где оставался до августа 1916 г., когда был призван в армию. В этом обществе, по договору, Василий Михайлович обязан был два раза в год выступать в концертах в качестве солиста»**.
   В 1930-у годы некоторое время работал в цыганском театре «Ромэн» (1932-36) и в Покровском музыкальном техникуме (1931-34) в Москве, а с 1936 года в Государственном русском народном оркестре (с 1946 — имени Н. П. Осипова).
   В. М. Юрьев внес большой вклад в литературу семиструнной гитары. Он является автором соль­ных сочинений для гитары, для ансамбля гитар, переложений для семиструнной гитары русской, советской и зарубежной классики, обработок народных песен, и составителем множества различных гитарных сборников. Большой популярностью пользовались, в частности, изданные им «Романсы и песни: с аккомпанементом гитары» (М., 1947), «Вариации на темы русских народных песен» (М.-Л., 1947), «Этюды и прелюдии (по мотивам народных песен) для семиструнной гитары» (М.-Л., 1948), «Сборник избранных пьес русских гитаристов XIX в. для семиструнной гитары» (совм. с М. Ивано­вым, М.-Л., 1952), «Пьесы русских мастеров-гитаристов XIX века» (М., 1956), «Сборник пьес для семиструнной гитары: Хрестоматия» (М., 1958), сборник в серии «Пьесы для семиструнной гитары» (вып. 5, М., 1960) и др. В 1949 году, к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, им был выпущен сборник романсов и песен русских композиторов на стихи поэта в обработке для пения с аккомпа­нементом семиструнной гитары, куда вошли следующие произведения: А. Даргомыжский. Юноша и дева (Юношу, горько рыдая). Я вас любил. — М. Яков­лев. Зимний вечер. — А. Алябьев. Черкесская песня (из «Кавказского пленника»); Если жизнь тебя обманет. — А. Верстовский. Цыганская песня («Старый муж, грозный муж» — из поэмы «Цыганы»). — Н. Титов. Что в имени тебе моем. Я пережил свои желанья. — Н. Корсаков. К живописцу***.
   Выпустил школу (1939, совместно с М. Ф. Ивановым; переработ. изд. под ред. Р. Мелешко – М.: Музыка, 1970) и самоучитель игры для семиструнной гитары (1957, 1959), которые неоднократно переиздавались. Репертуар включал аранжировки произведений И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Среди его учеников А. В. Ширялин.

М. Ф. Иванов и В. М. Юрьев. Школа для семиструнной гитары (1939)   В. Юрьев. Самоучитель игры на семиструнной гитаре (1959)

   В 1914 году знаменитый российский живописец Василий Иванович Суриков (1848-1916) создал графический портрет В. М. Юрьева (Портрет гитариста В. М. Юрьева. 1914. Б., кар. 24 х 32. Частное собрание. Москва). Искусствовед Г. Л. Васильева-Шляпина, относившая этот портрет к числу обна­руженных ею ранее неизвестных работ художника, описывает его так: сидящий музыкант склонился над двенадцатиструнной гитарой, созданной в мастерской известного мастера Битнера. Ему трид­цать три года, взгляд углубленный и внимательный, руки уверенно перебирают струны. Художник подарил портрет с авторской надписью на обратной стороне: «На память Василию Михайловичу Юрьеву»****. Однако этот портрет (а надо полагать, речь идет именно о нем) много ранее был описан и опубликован в печати А. Я. Лариным — еще в 1983 г. в журнале "Музыкальная жизнь" им была размещена заметка "Суриков и Юрьев" с фотографией "карандашного портрета Юрьева с 2-грифной гитарой мастера Ерошкина". Все эти годы портрет хранился в семье гитариста, а после смерти Василия Михайловича и его супруги Екатерины Анисимовны, А. Я. Ларин, которого с В. М. Юрьевым связывала долгая дружба, с разрешения сына последнего сделал фотокопию с картины Сурикова и опубликовал ее в журнале вместе со своим сообщением*****.


* Музыкальная энциклопедия. Т. 6, С. 604; по другим сведениям – 5 июня 1962 г. (Классическая гитара в России и СССР/ сост. М. С. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 1990).
** Цит. по: Классическая гитара в России и СССР/ сост. М. С. Яблоков. – Тюмень-Екатеринбург, 1992. – Стлб. 1990.
*** Юрьев В. М. Романсы и песни русских композиторов на стихи А. С. Пушкина. Пение с аккомпанементом семиструнной гитары. Составил и обработал В. М. Юрьев. М., Музгиз, 1949, 21 стр. (1799—1949. 150 лет со дня рождения А. С. Пушкина).
**** Васильева-Шляпина Г. Л. Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника. Санкт-Петербург, 2002. Стр. 221.
***** Ларин А.Я. Суриков и Юрьев // Муз. жизнь. – 1983. – № 18. – С. 17.

 
Рейтинг@Mail.ru