ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСЕЙ
МАКСИМОВИЧ
АФРОМЕЕВ

гитарист, педагог,
книгоиздатель
Россия

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

АФРОМЕЕВ, Алексей Максимович, род. 8 (20) февраля 1868, Тюмень, – ум. 18 сентября 1920, Томск, – русский гитарист, композитор и педагог, один из наиболее крупных издателей литературы для гитары своего времени. Внес весомый вклад в развитие книгоиздательского дела Сибири, музыкальной культуры России и Тюмени. Автор многочисленных фантазий для гитары на темы русских и украинских народных песен. Большую часть своей жизни провел в Тюмени, где работал делопроизводителем комиссии по переоценке имуществ (1891), письмоводителем и счетоводом Городской управы по расценке и сбору оценочных и казённых сумм с недвижимого имущества (до 11 мая 1899), бухгалтером Тюменской Городской управы (с 1899 по 1906 год). В дальнейшем занимался только издательской деятельностью. По сведениям, сообщаемым В. А. Русановым в изданной С. С. Заяицким книге "Интернациональный союз гитаристов" (М., 1902), заниматься на гитаре начал самостоятельно под влиянием концерта гитаристки А. А. Глазуновой, услышанного им в 1884 году. Самостоятельно освоил теорию музыки и приемы игры на инструменте. Учился сначала по примитивным "школам" В. Н. Чекрыгина ("Новая легкая школа для 7-струнной гитары, приспособленная к самообучению") и В. Колосова ("Школа для семиструнной гитары"), а затем по школам М. Каркасси и А. О. Сихры.  С 1893 года занимался с прибывшим в Тюмень Сергеем Акимовичем Сырцовым (1855-1912), известным в музыкальных кругах России того времени как исполнитель, автор школы для семиструнной гитары, аранжировщик и скрипач-дилетант, который некоторое время служил в тюменской конвойной команде. Впоследствии Афромеев выпустил в свет 250 аранжировок С. А. Сырцова для гитары. В апреле того же года открыл в Тюмени совместно с Ю. Э. Маркуссеном крупнейший в крае музыкальный магазин "Сибирская лира" (один из немногих нотных магазинов России того времени), одновременно являвшийся складом нот и музыкальных инструментов, который просуществовал до 1920 года. Магазин был расположен в самом центре города на Царской улице, недалеко от Александровской площади (ныне угол улиц Республики и Семакова), в одноэтажном каменном особняке, принадлежавшем наследникам купца Гилева.

А. М. Афромеев  Портрет А. М. Афромеева (худ. И. Худяков)

Фотография из книги:
Заяицкий С.С. Интернациональный союз гитаристов.
М.: Типолитография А. В. Васильева и Ко, 1902.

 

Портрет А. М. Афромеева
работы современного тюменского художника
Ивана Худякова

Деятельность издателя, получившую вскоре всероссийскую известность, начал с публикации в ноябрьском номере журнала "Родина" за 1890 год марша композитора Дезорма "Возвращение с парада". Впоследствии А. М. Афромеев более десяти лет выпускал несколько газет и журналов, усиленно пропагандировавших игру на гитаре. В 1906 году В. А. Русанов передал ему издание общероссийского журнала "Гитаристъ", в котором публиковались статьи по технике игры на гитаре, музыкальному самообразованию, исторические очерки, биографии музыкантов. Ноты публиковались в приложениях к журналу. Это были преимущественно серьезные произведения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, А. Шумана, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, А. Н. Верстовского и других композиторов, произведения знаменитых гитаристов, переложения для гитары народных песен и т. д. Кроме того Афромеев публиковал здесь и собственные переложения для гитары. В 1907-1910 годах журнал выходил под названием "Музыка гитариста".  Поскольку читатели высказывали пожелание, чтобы в нем печатались композиции не только для гитары, но и для мандолины, балалайки, домры и других инструментов, Афромеев расширил содержание журнала, а затем, с января 1911 г., превратил его в журнал "Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов" (с 1913 года – "Вестник гитары, народных инструментов и общественной жизни"), просуществовавший до 1914 года, в котором все больше внимания стало уделяться разным народным инструментами (появились, например, такие статьи, как "К вопросу о происхождении балалайки", "Балалайка в Париже"). Журнал (с вынужденным перерывом в издании в 1912 году и январе-августе 1913 года) выходил ежемесячно, а с сентября 1913 по апрель 1914 года – еженедельно, с нотными приложениями (т. н. "музыкальный отдел"). Содержание "Аккорда" за 1914 г. свидетельствует об активных двусторонних контактах редакции и подписчиков, а также о широкой географии журнала. Среди любителей народных инструментов к изданиям Афромеева обращались многие жители урало-сибирских городов: Ялуторовска, Камышлова, Тобольска, Екатеринбурга, Перми, Кушвы, Троицка, Иркутска и т. д. Наряду с ними в журнале упоминаются имена музыкантов-любителей из центральной, южной, западной областей России (Москва, Петербург, Воронеж, Саратов, Ростов-на-Дону, Харьков, Севастополь, Минск, Варшава и т. д.). В 1918 году А. М. Афромеев предпринял попытку восстановить издание "Аккорда", но типография и нотопечатня были национализированы, а склад его изданий, а также библиотека и рукописи были конфискованы, и в период "бумажного голода" (1919-1920) переработаны на бумагу.

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru