ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

АЛЕКСЕЙ
МАКСИМОВИЧ
АФРОМЕЕВ

гитарист, педагог,
книгоиздатель
Россия

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

Последние годы жизни А. М. Афромеева описаны в сохранившемся письме его сына Алексея Алексеевича Афромеева, которое было адресовано В. П. Машкевичу:

«Уважаемый Владимир Павлович!

Я думаю, что Вы потеряли всякую надежду иметь какие-либо сведения о кончине моего отца. Виноват отчасти и я, виноваты и сложившиеся обстоятельства, разбираться в этом не буду, а поделюсь теми скудными сведениями, которые имею со слов других. Расстался я с отцом в 1915 году: пришлось принимать участие в качестве офицера сначала в германской войне, а затем в Р.К.

Период 1914-1917 гг. протекал в продолжении начатого дела, хотя издательская деятельность сократилась до минимума. В 1914 году было прекращено издание журнала. Из нового вышла только «Экономическая библиотека гитариста», а в 1917 г. на 34-м выпуске остановилось и это издание. Обстоятельства сложились так, что отцу уже было не до гитары. В конце 1917 года я возвратился с фронта. Из большой типографии я нашел только несколько хлыстов со шрифтами, нотные кассы, «американку» и остов типографской машины, остальное было реквизировано.

Работа отца протекала в то время над обработкой второй части «Заочных уроков». Ряд неудачных выступлений на политическом фронте, за что он чуть не поплатился ссылкой в Нарымский край, отбили у него всякую охоту к творческому труду. С моим приездом у него возродился план возобновления журнала, хотя не в том масштабе, как ранее (планировался выпуск изданий объемом, схожим с выпусками «Экономической библиотеки гитариста»), причем выпуск планировался один раз в неделю, техническую же сторону вопроса я брал на себя.

И вот с января 1918 г. мы приступили к осуществлению этого плана: отец творит, я воплощаю в жизнь (моя специальность – типографский наборщик-печатник). С большим трудом удалось набрать 16 номеров журнала и 16 номеров «Экономической библиотеки гитариста» (№ 34 по № 49).

В апреле городские власти узнали о нашей работе, наложили арест. После долгих хлопот отцу удалось выхлопотать разрешение на дальнейший выпуск журнала. Арест был снят, и вышел еще один номер журнала. Но вскоре началось «брожение» в Сибири, стала проходить перерегистрация офицеров, я же был взят в качестве одного из заложников. Приехал карательный отряд (тов. Зайкус), часть заложников была назначена к расстрелу, в том числе и я, однако удалось бежать не без помощи того же т. Зайкуса.

1919 год для Тобольской губернии был весьма неспокоен – вскоре началась эвакуация. Отец перебрался в Томск, откуда ему уже никуда не пришлось уезжать. Во время эвакуации было потеряно все: склады с музыкальными инструментами, громаднейшая библиотека с рукописями Сихры, Высотского, Аксенова, Плескова и др. Вся эта ценность была оставлена на попечение прислуги.

По приезде в Томск отец испытывал страшную нужду, что вынудило поступить в одну из коммун в качестве бухгалтера, а также заняться уроками на гитаре. За период пребывания в Томске отец сделал несколько аранжировок для гитары. Привожу перечень с пометками даты написания:

1. «Что затуманилась, зоренька ясная» — 20.01.20 г.
2. Ф. Шопен. Вальс — 09.02.
3. Ф. Шопен. Ор. 70. № 1 — 11.02.
4. Ф. Шопен. Ор. 70. № 3 — 20.02.
5. Ф. Шопен. Ор. 64. № 2 — 6.02.
6. Ф. Шопен. Ор. 69. № 2 — 12.03.
7. Муз. из оп. «Риголетто» Д. Верди. — 12.03.
8. Вальс «Египетские ночи», муз. Фельдмана — 22.03.
9. Ф. Шопен. ор. 69. № 2 — 15.03.
10. Бороджев. Молитва — 24.03.
11. А. Рубинштейн. Вальс-каприччио — 22.03.
12. Р. Штраус. Военный персидский марш — 21.03.
13. Л. Бетховен. Соната — 11.03.
14. Л. Бетховен. Соната № 2.
15. Леонкавалло. Пролог из оп. «Лазу...» — 07.06.
16. Л. Бетховен. «Алегретто» из 9-й сонаты — 07.04.
17. Л. Бетховен. Соната № 5 — 28.04.
18. Л. Бетховен. Соната № 31, начало — 09.05.
19. Л. Бетховен. Соната № 32 — 15.04.
20. Романс «Отцвели хризантемы» — 15.04.
21. Романс «У камина» — 20.05.
22. Шарабан (с комментариями) — 20.05.
23. П. Чайковский. Похороны куклы — 03.08.
24. Молдавский вальс — 03.08.
25. М. Глинка.  Жаворонок (фантазия) — 04.08.
26 Марш. Неизвестный автор. — 14.07.

Рукопись второй части «Заочных уроков» мне обнаружить не удалось, возможно, они остались в общей библиотеке.

Август явился последним месяцем в его работе. В начале этого месяца отец был назначен на заготовку дров (трудовая повинность). Он был совершенно не подготовлен к такого рода работе, не имел вдобавок теплой одежды. Будучи угнан с партией рабочих за несколько десятков верст, он находил отдых, как и другие, под открытым небом, и, конечно, это было равносильно смертному приговору. По возвращении с заготовок отец свалился – были задеты легкие по причине простуды организма, и после месячной тяжелой болезни он умер от воспаления брюшины. Я в это время сидел в омской тюрьме (ликвидированная армия адм. Колчака была в Красноярске, откуда мне пришлось начать знакомство с этим «милым» учреждением). Отцу все было известно, и в последние минуты к мукам физическим добавились муки нравственные. Насколько тяжелым было материальное положение, можно судить по тому факту, что не на что было купить гроб и вырыть могилу. Однако отношение служащих к моему отцу было хорошим, положение известно, и его похороны оформили по подписному листу. После смерти семья решила перебраться в Тюмень, что и произошло в декабре 1920 года. Я же в это время путешествовал по России в пломбированных вагонах и дошел до последнего этапа: был в Ленинграде, пройдя следствие и суд.

Наконец, всю партию арестантов (800 человек), бывших офицеров, вместе со мной сослали в Череповец, куда мы прибыли в мае 1921 г., до 22 мая я работал в типографии, после чего получил разрешение прибыть на работу, куда и приехал в июне месяце.

Ни инструментов, ни библиотеки не было и в помине. Нотные издания использовались на рынке на предмет упаковки мяса, масла и других продуктов. После долгих усилий и затрат мне удалось составить библиотеку для себя. Из инструментов пошло почти все. А ведь у отца были: подлинник Шерцера, подлинники Штауфера, Архузена, Краснощекова и других мастеров. Кроме того, было до 200 инструментов высокой заграничной работы. Это были: 16-струнная очень удачная копия Шерцера, 14-струнная копия Штауфера, пять 11-струнных копий Шерцера, восемь 11-струнных копий Штауфера, десять 7-струнных копий Шерцера, десять 7-струнных копий Штауфера, ценные итальянские модели, кварт-гитары, терц-гитары. После долгих усилий мне удалось собрать подлинник петроградского мастера Гейслера (ученик Архузена), инструмент был специально изготовлен для предполагаемого конкурса, затем две кварт-гитары – копии Штауфера (одна из них совершенно не обыграна), одну из спецзаказа мастера Шустера, одну лютню – 14-струнный гитарный строй, струны двойные, как у мандолины.

Из имеющихся инструментов могу уступить только одну гитару (контуры очертил и прилагаю). Этот инструмент карельского дерева с легкой инкрустацией на верхней доске. Гриф красного дерева, накладка черного дерева, лады волнообразные, механизм односторонний. Подставка сделана из алюминия, благодаря чему верхняя дека осталась целой. Эта гитара заграничной работы, на складе у отца находилась с 1908 года. Ее цена по прейскуранту – 125 рублей, сегодня мной оценена в 250 рублей. Если кому-нибудь из любителей гитары потребуется, могу уступить.

Последнее время зародилась мысль возродить издание для гитары, хотя бы в старых масштабах, и в этом направлении веду хлопоты. Думаю, к маю будет ясность в этом вопросе, однако борьба за существование отдаляет меня от гитары, а сильная контузия 1921 года мешает всецело отдаться музыке. Для первого письма, думаю, довольно. Если возникнут вопросы, потребуются сведения, отвечу.

Адрес (временный) – Свердловск, Малышева, дом З.

Возможно, придется скоро уехать, так как по мне, как не члену союза, начинающаяся безработица хлестнула по первому.

С уважением,

Алексей Афромеев.

 

2.04.1926 г.»

24 сентября 1988 года в Тюменском училище искусств педагогами-энтузиастами был открыт общественный музей-квартира Алексея Максимовича Афромеева. Большой архивный материал о жизни и деятельности А. М. Афромеева собрал один из создателей музея-квартиры М. С. Яблоков, опубликовавший его в книге "Классическая гитара в России и СССР: Биографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары“ (Тюмень—Екатеринбург, 1992. Стб. С. 142—177). Журнал "Советская музыка" в 1989 году об открытии музея поместил следующую заметку  А. Проскурякова:


Знаменательным событием для культурной жизни Тюмени стало открытие в городе Музея-квартиры нашего земляка, гитариста, педагога и издателя «Школы игры на семиструнной гитаре» (с последующими нотными приложениями) Алексея Максимовича Афромеева (1868-1920).

В уютной комнате, которую предоставило для музея Тюменское училище искусств, обставленной в стиле «ретро», находятся диван и шкаф того времени, пишущая машинка «Ремингтон» и весы, коллекция наград той эпохи. Медовый отсвет старого абажура падает на столетнее пианино с необычайной инкрустацией на светло-коричневом дереве (дар музею известного мастера-настройщика тюменца М. Ляхова). Здесь же выставлены номера журнала «Гитарист», издававшегося А. Афромеевым ( подарены М. Жлудовым).

Однако главное украшение музея-квартиры, конечно, редкостная находка – гитара, принадлежавшая А. Афромееву. Специально для нее умельцы из города Нижняя Тура изготовили футляр, и теперь инструмент красуется на ложе из алого бархата. Есть здесь и другая гитара. Когда-то купленная в музыкальном магазине Афромеева, ныне она висит на стене, рядом с портретом Алексея Максимовича работы тюменского художника А. Худякова. Еще одно приобретение – семейный альбом Людмилы Константиновны Высоцкой, владелицы типографии, в которой печатали афромеевского «Гитариста». И, наконец, экземпляры нот из библиотеки Афромеева с дарственной надписью тюменского музыканта Сергея Акимовича Сырцова. Явно не хватает лишь граммофона с его эффектной трубой, с изображением ангелочков на фирменных этикетках, с экзотическими названиями первых фирм грамзаписи (как, например, «Сирена гранд рекорд»). Тогда можно было бы услышать голос Л. Собинова или посмеяться вместе со знаменитыми музыкальными комиками Бимом и Бомом...

В 1898-1918 годах А. Афромеев буквально наводнил музыкальные магазины России своими сборниками пьес для гитары . Изысканно оформленные, они содержали переложения отрывков из популярных опер, русских народных и революционных песен («Вихри враждебные», «Вы жертвою пали», «Марсельеза»...). Алексей Максимович был далеко не безразличен к несправедливостям, с которыми ему приходилось сталкиваться в окружающей жизни. Наряду с изданием музыкальной литературы, он начал выпускать еженедельную литературно-общественную газету «Ермак». Газета отличалась «колючим» характером и немало насолила «сильным мира сего». Не став революционером, А. Афромеев тем не менее желал своему народу лучшей судьбы и старался служить ему верой и правдой. Жаль, что новая эпоха в жизни страны лишь «краешком» коснулась этого незаурядного человека.

Среди тех, кто организовал такой музей в Тюмени, хочется в первую очередь назвать гитариста, преподавателя Тюменского музыкального училища М. Яблокова. Это благодаря его бескорыстным усилиям найдены многие экспонаты музея.

Ретровещи будут использованы на концертах училища искусств. Живописным фоном для звучащих со сцены произведений служили они и в день открытия музея-квартиры, когда состоялся концерт классической музыки. М. Яблоков играл на гитаре Афромеева, выступали гости из Уральской консерватории... А всё вместе это являло собой пример того, как от слов о сохранении нашей истории можно перейти непосредственно к конкретным делам.
 

АФРОМЕЕВ Алексей Алексеевич – гитарист-любитель, ученик своего отца А. М. Афромеева, родился в 1888 году в Тюмени. Умер 18 сентября 1929 года в Свердловске от туберкулеза легких. До службы в армии (служил офицером) работал наборщиком в электротиполитографии своего отца в Тюмени, в 1920-х годах по той же специальности в типографиях Свердловска, где им был организован кружок гитаристов в составе В. Е. Одинцова, Д. Д. Кочнева, В. В. Нестеровского, А. А. Анфиногенова. (Классическая гитара а России и СССР: Биогр. муз.-лит. словарь-справ. русских и сов. деятелей гитары / Сост. М. С. Яблоков. Тюмень-Екатеринбург, 1992. Стб. 139).

СОЧИНЕНИЯ: Заочные уроки теории музыки и игры на семиструнной гитаре : курс элементарный : 100 теоретических и практических уроков в 30 выпусках : выпуск 1-30; Начальный самоучитель игры для семиструнной гитары по цифровой и нотной системам. Тюмень : Сибирская лира, 1910; Первый шаг гитариста : сборник разного рода легких пьес для семиструнной гитары : по семилинейной цифровой и пятилинейной системам : этюды, прелюдии, русские и малороссийские песни с вариациями, танцы и пр., прогрессивной трудности с подробною аппликатурой пальцев обеих рук и указанием исполнения по метроному : часть 1-2 : №№ 1-35 / составил А. М. Афромеев; Песни Малороссии : любимые малороссийские народные песни : для 7-ми струнной гитары : с подведением текста : №№ 1-25 / арранж. А. М. Афромеевым. Тюмень : 1903;  Избранная библиотека гитариста : альбомы из лучших классических и современных пьес : для семиструнной гитары : в дешевых изданиях : №№ 1-6 / составил и переложил А. М. Афромеев; Музыкальные перлы : Альбом из 20 лучших пьес для семиструн. гитары: салонных пьес, поппури из опер, романсов, вальсов... и проч. / Сост. и переложил А. М. Афромеев; Выбор из лучших и любимых пьес, аранжированных для семиструнной гитары 1898-1913. Тетр. 1-29; "Спутник гитариста" : Новые альбомы пиес для семиструн. гитары по 5-тилинейной и 7-милинейно-цифр. системам; Юный гитарист. Ч. 1 и 2. №№ 1-50 : Сборник разного рода легких пьес для семиструн. гитары: прелюдий, этюдов, романсов и пр., прогрессивной трудности с подробн. аппликатурой для обеих рук и указанием исполнения по метроному / Сост. А. Афромеев. – Тюмень : Афромеев, 1909.

ЛИТЕРАТУРА: Русанов В. [А. М. Афромеев] // В кн. Заяицкий С. С. Интернациональный Союз гитаристов. М.: Типо-литография А. В. Васильева и Ко, 1902. С. 80-81; Рощевская Л. Магазин «Сибирская лира» // Сибирские огни. – 1964. – № 9. – С. 166 ; Рощевская Л. П. Издательство A. M. Афромеева (нач. XX в.) // Книга в Сибири (конец XIX – начало XX вв.): Сб. науч. тр. – Новосибирск, 1989. – 134-148; Рощевская Л. П. Культурная жизнь и книжное дело Тюмени второй половины XIX в. // Книжное дело Сибири и Дальнего Востока в XIX – XX вв. – Новосиб., 1989. – С. 51-63; Издание и распространение книги в Сибири и на Дальнем Востоке: Сб. научн. тр. – Сибирское отд-ние РАН, 1993; Коновалова Е. История тюменской книги // Лукич. – 1998. – № 4, С. 124-126, 140-147; Засорина Н. П. О просветительской направленности тюменского журнала 1900-х годов "Музыка гитариста" (редактор и издатель А. М. Афромеев) // Пробл. регионал. культурологии: история, современное состояние, перспективы. – Тюмень, 1999. – С. 100-105; Яблоков М. С. А. М. Афромеев как самобытная творческая личность // Духовная жизнь Тобольск. губерн. (вторая пол. XIX – нач. XX в.) : Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. – Тюменский гос. ун-т. – Тюмень, 1999. – Гл. 2: Историко-типологич. персоналии Тобольской губ. – § 1. – С. 110-126; Засорина Н. П. Тюменский журнал "Аккорд" в 1914 г. // Третьи Татищевские чтения: Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург; 19-20 апр. 2000 г. – Екатеринбург, 2000. – С. 310-312; Мандрика Ю. Пять лет жизни города в газетных подшивках // Лукич. – 2002. – № 2, С. 3-8; № 3, С. 3-12; № 4, С. 3-11; 2003. – № 2, С. 3-12; № 3, С. 3-14; Большая Тюменская энциклопедия. Т. 1. А - З. – Тюмень, 2004. – С. 111; Яблоков М. За уроками к тюменцу Афромееву // Уральский следопыт. – 1990. – № 11. – С. 76-77 ; Яблоков М. С. Тюменский издатель и музыкант А. М. Афромеев // Сибирский исторический журнал. – 2004. – № 1. – С. 136-143; Яблоков М. Гитара Афромеева // Тюменская старина. Тюмень, 2006. C. 126-128. Материалы тюменских интернет-изданий (2001-2010).

     
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рейтинг@Mail.ru