ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

ПЕТР
СПИРИДОНОВИЧ АГАФОШИН

гитарист,
гитарный педагог
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

АГАФОШИН, Петр Спиридонович, род. 17 декабря 1874, с. Пирогово, Рязанская губ., – ум. 1 июля 1950, Москва, – русский гитарист, один из первых отечественных педагогов на шестиструнной гитаре. Внес большой вклад в популяризацию и распространение шестиструнной гитары в России и СССР, в развитие педагогики и методики игры на этом инструменте. Одновременно был одним из главных идеологов и организаторов борьбы за искоренение в России семиструнной гитары, "изживание", по его определению, этого "искусственно-созданного и неудачного строя", чем нанес "русской гитаре" непоправимый урон. Родился в крестьянской семье. Музыкальные способности унаследовал от отца, музыканта-любителя, игравшего на скрипке и гитаре, у которого научился начальным приемам игры на семиструнной гитаре. После смерти отца, в 16-летнем возрасте переехал в Москву к родственникам, где окончил московское городское училище и "начал службу по конторско-бухгалтерской специальности" (по основной профессии долгое время оставался бухгалтером), а свободное время посвящал гитаре. Из-за нехватки средств на платные уроки, первоначально осваивал инструмент самостоятельно, а позднее начал пользовался советами преподавателей, среди которых были гитарист А. И. Бенедиктов, познакомивший его также с нотами и музыкальной грамотой, и В. А. Русанов, активно помогавший в разучивании гитарного репертуара. С помощью последнего он уже в течение одного года (с 1899 по 1900) освоил основной репертуар гитаристов-семиструнников – пьесы А. О. Сихры, М. Т. Высотского, В. С. Саренко, Ф. М. Циммермана, В. И. Моркова. Тогда же был введен своим учителем в московское Общество мандолинистов и гитаристов, в котором состоял до 1910 года. Играл в оркестре Общества и на протяжении около двух первых лет постоянно выступал как гитарист-исполнитель на "средах", организованных при нем В. А. Русановым с целью приучения молодых гитаристов к публичным выступлениям. Пребывание в Обществе, по свидетельству П. С. Агафошина, принесло ему "немалую пользу", он "хорошо читал ноты и чувствовал себя сильным в аккомпанементе". Играя в частном неаполитанском оркестре богатого любителя музыки Г. Листа (в 1903-1904 годах произошло его слияние с оркестром Общества мандолинистов и гитаристов и Агафошин выполнял в объединенном оркестре роль концертмейстера), Петр Агафошин около 1900-1901 года пленился игрой итальянского гитариста-шестиструнника Антонио Доминичи (1869-1943) и начал увлеченно заниматься шестиструнной гитарой. "Я ставил перед собой следующую задачу, – пишет он в воспоминаниях, – овладеть шестиструнной гитарой, попутно повысить свою технику, работая над гаммами и этюдами (на семиструнной я их не играл), познакомиться и овладеть литературой..." На изменение его отношения к строю гитары повлиял и А. П. Соловьев, ставший в последние годы своей жизни оказывать предпочтение шестиструнной гитаре, с которым П. Агафошин довольно много общался. Порвав окончательно с семиструнной гитарой, П. С. Агафошин прекратил всякие личные отношения со своим бывшим учителем В. А. Русановым и впоследствии отзывался о нем в своих воспоминаниях крайне неодобрительно (на чрезмерную субъективность и неправдивость многих содержащихся в них суждений в свое время указал В. П. Машкевич, выступивший с резкой отповедью на написанные П. С. Агафошиным воспоминания). Освоив игру на шестиструнной гитаре с помощью Школы Каркасси, Агафошин "долго не выступал публично, играл лишь в небольшом кругу, близким друзьям, базируясь на пьесах Доминичи и концертных произведениях Мертца", но затем, посчитав, что уже достиг значительного технического совершенства, стал выступать и в концертах. Примерно в тот же период он близко сошелся с виртуозным итальянским мандолинистом Э. Амурри (уехал из России на родину в 1917 году), с которым не только играл вместе в оркестре, но и параллельно организовал пользовавшийся большим успехом квартет, а затем и выступал дуэтом. В 1913 же году впервые выступил как солист-шестиструнник с пьесами Джулиани, Карулли, Каркасси и других итальянских гитаристов. Встав на путь профессионального музыканта П. С. Агафошин около 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре, куда был приглашен в 1912 году. Значительную роль в его художественном развитии сыграла дружба с художниками В. И. Суриковым и Д. Э. Мартэном, страстными поклонниками гитары.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru