АГАФОШИН, Петр Спиридонович, род. 17 декабря 1874, с. Пирогово,
Рязанская губ., – ум. 1 июля 1950, Москва, – русский гитарист, один из
первых отечественных педагогов на шестиструнной гитаре. Внес большой вклад в
популяризацию и распространение шестиструнной гитары в России и СССР, в
развитие педагогики и методики игры на этом инструменте. Одновременно был
одним из главных идеологов и организаторов борьбы за искоренение в России
семиструнной гитары, "изживание", по его определению, этого "искусственно-созданного и неудачного
строя", чем нанес "русской гитаре" непоправимый урон. Родился в крестьянской семье.
Музыкальные способности унаследовал от отца, музыканта-любителя, игравшего
на скрипке и гитаре, у которого
научился начальным приемам игры на семиструнной гитаре.
После смерти отца, в 16-летнем возрасте переехал в Москву к родственникам,
где окончил московское городское училище и "начал службу по
конторско-бухгалтерской специальности" (по основной профессии долгое время
оставался
бухгалтером), а свободное время посвящал гитаре. Из-за
нехватки средств на платные уроки, первоначально осваивал инструмент самостоятельно,
а позднее начал
пользовался
советами преподавателей, среди которых были гитарист А. И. Бенедиктов,
познакомивший его также с нотами и музыкальной грамотой, и В. А. Русанов,
активно помогавший в разучивании гитарного репертуара. С помощью последнего
он уже в течение одного года (с 1899 по 1900) освоил
основной репертуар гитаристов-семиструнников – пьесы А. О. Сихры, М. Т.
Высотского, В. С. Саренко, Ф. М. Циммермана, В. И. Моркова. Тогда же был
введен своим учителем в московское Общество мандолинистов и гитаристов, в
котором состоял до 1910 года. Играл в оркестре Общества и на протяжении
около двух первых лет постоянно выступал как гитарист-исполнитель на "средах", организованных
при нем В. А.
Русановым с целью приучения молодых
гитаристов к публичным выступлениям. Пребывание в Обществе, по свидетельству П. С. Агафошина,
принесло ему "немалую пользу", он "хорошо читал ноты и чувствовал себя
сильным в аккомпанементе". Играя
в частном неаполитанском оркестре богатого любителя музыки Г. Листа (в
1903-1904 годах произошло его слияние с оркестром Общества мандолинистов и гитаристов
и
Агафошин выполнял в объединенном оркестре роль концертмейстера), Петр Агафошин
около
1900-1901 года пленился игрой итальянского гитариста-шестиструнника Антонио
Доминичи (1869-1943) и начал увлеченно заниматься шестиструнной гитарой. "Я
ставил перед собой следующую задачу, – пишет он в воспоминаниях, – овладеть
шестиструнной гитарой, попутно повысить свою технику, работая над гаммами и
этюдами (на семиструнной я их не играл), познакомиться и овладеть
литературой..." На
изменение его отношения к строю гитары повлиял и А. П. Соловьев, ставший в
последние годы своей жизни оказывать предпочтение шестиструнной гитаре, с
которым П.
Агафошин довольно много общался. Порвав окончательно с семиструнной гитарой, П. С.
Агафошин прекратил всякие личные отношения со своим бывшим учителем В. А.
Русановым и впоследствии отзывался о нем в своих воспоминаниях крайне
неодобрительно (на чрезмерную субъективность и неправдивость многих
содержащихся в них суждений в свое время указал В. П. Машкевич, выступивший с резкой
отповедью на написанные П. С. Агафошиным воспоминания). Освоив игру на шестиструнной гитаре с помощью Школы Каркасси,
Агафошин "долго не выступал публично, играл лишь в небольшом кругу, близким друзьям,
базируясь на пьесах Доминичи и концертных произведениях Мертца", но затем,
посчитав, что уже
достиг значительного технического совершенства, стал выступать и в
концертах. Примерно в тот же период он близко сошелся с виртуозным итальянским
мандолинистом Э. Амурри (уехал из России на родину в 1917 году), с которым
не только играл вместе в оркестре, но и параллельно организовал
пользовавшийся большим успехом квартет, а затем и выступал дуэтом. В 1913 же году
впервые выступил как солист-шестиструнник с пьесами Джулиани, Карулли,
Каркасси и других итальянских гитаристов. Встав на путь профессионального
музыканта П. С. Агафошин около 40 лет проработал артистом оркестра в
Государственном Малом театре, куда был приглашен в 1912 году.
Значительную роль в его художественном развитии сыграла дружба с
художниками В. И. Суриковым и Д. Э. Мартэном, страстными поклонниками гитары. |