ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

БОРИС
ВЛАДИМИРОВИЧ
АСАФЬЕВ

композитор,
музыковед
Россия (СССР)

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ


Борис Владимирович АсафьевАСАФЬЕВ, Борис Владимирович (псевдоним – Игорь Глебов), род. 17 (29) июля 1884, Санкт-Петербург – ум. 27 января 1949, Москва), – российский ученый, композитор, педагог, музыкальный критик, пер­вый советский музыкальный деятель, удостоенный звания академика (1943), народный артист СССР (1946), профессор Ленинградской консерватории (с 1925). Лауреат двух Государственных (Сталинских) премий СССР (1943, 1948). В 1908 году окончил историко-филоло­гический факультет Петербургского университета, и в 1910 – Петер­бургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова. С 1910 года работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 года (под псевдонимом – Игорь Глебов) начал постоянно выступать в печати как музыкальный критик. Именно этим именем была подписана и его статья "Концерт Андреса Сеговия" в "Красной газете" от 19 марта 1926 г. Один из крупнейших представителей отечественной музыкальной науки; огромное значение имеет его работа "Музы­кальная форма как процесс" в 2-х книгах (кн. 1-я – 1930, кн. 2-я – 1947, Л., 1963). Автор монументальных исследований и критических статей по истории, теории музыки и музыкальной эстетике, разраба­тывал проблемы реализма и народности в музыке. Им написаны работы о М. И. Глинке, Н. А. Римском-Корсакове, П. И. Чайковском, И. Ф. Стравинском, статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных композиторах 20 века, рецензии, (всего – более 900 опубликованных работ).  В конце 1930-х годов намеревался написать книгу о гитарном искусстве. Рецензировал книгу М. Ф. Иванова "Русская семиструнная гитара" (издательство "Музыка", 1948).  Был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. С. М. Кирова и Ленин­градского Малого оперного театра, являлся одним из создателей первого искусствоведческого института, участвовал в основании Ленинградской филармонии и до 1930 года руководил ею. В Ленинградской консерватории организовал историко-теоретический факультет и стал его профес­сором. В 1943 году переехал в Москву, где руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР. Признан одним из самых выдающихся русских музыкантов первой половины 20 столетия. Композиторское творчество включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и камерно-инструментальных произведений, музыку ко многим драматическим спектаклям. Как композитор внес большой вклад в советскую балетную музыку, среди лучших – балеты "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и "Кавказский пленник" (1938). Им была завершена и инструментована по авторским рукописям опера М. П. Мусоргского "Хованщина", сделана новая редакция оперы А. Н. Серова "Вражья сила". Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Портрет Б.В. Асафьева (Художник - А. Кручина)

Портрет Б.В. Асафьева (Художник - А. Кручина)

В 1926 году во время турне по СССР Андрес Сеговия обратил внимание Б. Асафьева на гитару. Однако сначала война, а затем смерть Асафьева в 1949 году, помешали тому, чтобы музыка композитора дошла до Сеговии и ей долгие годы суждено было пролежать в архиве. Большая часть гитарной музыки Бориса Асафьева была представлена публике только через 55 лет после своего рождения. Это музыка для соло-гитары: 24 прелюдии, 2 этюда, шесть романсов-песен в старинном стиле для шестиструнной гитары соло, тема с вариациями и финал по мотивам произведений Чайковского, а также первое крупное и значительное по содержанию произведение русского композитора советской эпохи для гитары – Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением струнного квинтета, кларнета и литавр (1939).  Первое исполнение Концерта Б. Асафьева прозвучало 22 мая 1941 года на Ленинградском радио в исполнении В. П. Кузнецова и оркестра Ленинградского радио под управлением Н. С. Рабиновича, в 1966 году концерт был записан и издан на грампластинке в исполнении Л. Андронова и Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением В. А. Федотова (в 1980-х переиздан на пластинке "Композиторы Ленинграда").

В Советском Союзе по решению секретариата Союза композиторов СССР начиная с 1982 г. один раз в два года проводился Всесоюзный музыковедческий конкурс им. Б. В. Асафьева, целью которого являлось выявление наиболее примечательных трудов, создаваемых музыковедами в области музыкальной науки и критики.

1 2 3
Рейтинг@Mail.ru