АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (псевдоним – Игорь Глебов), род. 17 (29) июля
1884, Санкт-Петербург – ум. 27 января 1949, Москва), – российский ученый, композитор, педагог, музыкальный критик, первый советский музыкальный
деятель, удостоенный звания академика (1943), народный артист СССР (1946), профессор Ленинградской консерватории (с 1925). Лауреат двух Государственных
(Сталинских) премий СССР (1943, 1948). В 1908 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, и в 1910 – Петербургскую консерваторию
по классу сочинений у А. К. Лядова. С 1910 года работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 года (под псевдонимом – Игорь Глебов)
начал постоянно выступать в печати как музыкальный критик. Именно этим именем была подписана и его статья "Концерт Андреса Сеговия" в "Красной
газете" от 19 марта 1926 г. Один из крупнейших представителей отечественной музыкальной науки; огромное значение имеет его работа "Музыкальная
форма как процесс" в 2-х книгах (кн. 1-я – 1930, кн. 2-я – 1947, Л., 1963). Автор монументальных исследований и критических статей по истории, теории
музыки и музыкальной эстетике, разрабатывал проблемы реализма и народности в музыке. Им написаны работы о М. И. Глинке, Н. А. Римском-Корсакове, П. И.
Чайковском, И. Ф. Стравинском, статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о
виднейших зарубежных композиторах 20 века, рецензии, (всего – более 900 опубликованных работ). В конце 1930-х годов намеревался написать книгу
о гитарном искусстве. Рецензировал книгу М. Ф. Иванова "Русская семиструнная гитара" (издательство "Музыка", 1948). Был музыкальным консультантом
Театра оперы и балета им. С. М. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, являлся одним из создателей первого искусствоведческого института,
участвовал в основании Ленинградской филармонии и до 1930 года руководил ею. В Ленинградской консерватории организовал историко-теоретический факультет и
стал его профессором. В 1943 году переехал в Москву, где руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором
музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР. Признан одним из самых
выдающихся русских музыкантов первой половины 20 столетия. Композиторское творчество включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и
камерно-инструментальных произведений, музыку ко многим драматическим спектаклям. Как композитор внес большой вклад в советскую балетную музыку,
среди лучших – балеты "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) и "Кавказский пленник" (1938). Им была завершена и инструментована по
авторским рукописям опера М. П. Мусоргского "Хованщина", сделана новая редакция оперы А. Н. Серова "Вражья сила". Награжден 2 орденами Ленина,
орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Портрет Б.В. Асафьева (Художник - А. Кручина) В 1926 году во время турне по СССР Андрес Сеговия обратил внимание Б. Асафьева на гитару. Однако сначала война, а
затем смерть Асафьева в 1949 году, помешали тому, чтобы музыка композитора дошла до Сеговии и ей долгие годы суждено было пролежать в архиве. Большая
часть гитарной музыки Бориса Асафьева была представлена публике только через 55 лет после своего рождения. Это музыка для соло-гитары: 24 прелюдии, 2 этюда,
шесть романсов-песен в старинном стиле для шестиструнной гитары соло, тема с вариациями и финал по мотивам произведений Чайковского, а также первое крупное и
значительное по содержанию произведение русского композитора советской эпохи для гитары – Концерт для шестиструнной гитары с сопровождением струнного
квинтета, кларнета и литавр (1939). Первое исполнение Концерта Б. Асафьева прозвучало 22 мая 1941 года на Ленинградском радио в исполнении
В. П. Кузнецова и оркестра Ленинградского радио под управлением Н. С. Рабиновича, в 1966 году концерт был записан и издан на грампластинке в
исполнении Л. Андронова и Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением В. А. Федотова (в
1980-х переиздан на пластинке "Композиторы Ленинграда").
В Советском Союзе по решению секретариата Союза композиторов СССР начиная с 1982 г. один раз в два года проводился Всесоюзный музыковедческий конкурс
им. Б. В. Асафьева, целью которого являлось выявление наиболее примечательных трудов, создаваемых музыковедами в области музыкальной науки и критики. |