АСПИАСУ (Аспиазу) ИРИАРТЕ, Хосе де (Jose de Azpiazu Iriarte), род.
26 мая 1912, Оньяти, пров. Гипускоа, Страна Басков, Испания, – ум. 28
декабря 1986, Женева, Швейцария, –
испанский (баскский) гитарист, музыковед, педагог и композитор; автор ряда
оригинальных сочинений и многочисленных (около 400 наименований) редакций,
обработок и транскрипций для гитары.
Учиться игре на
гитаре начал в возрасте 13 лет под руководством своего дяди. В юности сильно
увлекался рисованием и живописью и даже успел заявить о себе как об обещающем
художнике, завоевав в 17 лет Первую премию на конкурсе в Школе современных
искусств в г. Сан-Себастьяне. В молодые годы был активным участником баскского
национально-культурного движения и в начале 1930-х гг. входил в состав
Комитета Баскского фольклорного общества (Sociedad de Eusko Folklore). Дебютировал как гитарист в возрасте
24-х лет на Радио Бильбао, после чего началась его профессиональная карьера
концертирующего гитариста. Еще в довоенное время успел завоевать успех на
родине (особенно в северной Испании), а после окончания 2-ой мировой
войны совершил многочисленные гастроли по странам
Западной Европы. В 1950 году, выступая с концертами в Швейцарии (Женева,
Цюрих, Лозанна, Берн, Базель), познакомился с сыном Андреса Сеговии,
художником Андресом Сеговией (младшим), а через него и с самим знаменитым гитаристом,
благодаря рекомендациям которого он в том же году (сразу после возвращения из гастролей во Франции) получил должность
преподавателя гитары в Женевской консерватории, а затем начал преподавать и в консерватории
Лозанны. Воспитал немало учеников, среди которых и его дочь Лупе
де Аспиасу (Maria Guadelupe de Azpiazu, или Lupe de Azpiazu, род. 1943).
Хосе де Аспиасу, слева – с дочерью Лупе.
В 1964 году
Хосе де Аспиасу отказался от профессорского места и целиком посвятил себя
творческой и издательской деятельности. Написал небольшую, но весьма
содержательную работу по истории гитары "Гитара и
гитаристы: от истоков до наших дней" (José de
Azpiazu. La guitare et les guitaristes des origines aux temps modernes /
Basel: Symphonia-Verlag AG, 1959; англ. издание: The Guitar and Guitarists
from Beginning to the Present Day / London: G. Ricordi, 1960; испан.
издание: La guitarra y los guitarristas desde los orígenes
hasta los tiempos modernos. Buenos Aires: Ricordi Americana, 1961). Является также
автором ряда школ и учебных пособий: "Гитара как аккомпанирующий инструмент (аккорды и
ритмы) для пения и танцевального оркестра" (Die Gitarre als
Begleitinstrument (Akkorde und Rhythmen) für Gesang und Tanzkapelle. München,
1969), "Школа игры на гитаре" в 5-и тт. (Gitarrenschule - Metodo per
Chitarra / Ricordi München, 1954, 1962; издание на франц. языке:
Nouvelle methode pour guitare / Geneve: Editions Beltz-Azpiazu) и "Школа игры на
гитаре фламенко" (Flamenco-Gitarrenschule - Estilo Flamenco. Método de Guitarra / Ricordi München,
1972), "Техника расгеадо" (Rasgueado technique / München,
1969), "Маленький гитарист" (на немецком, английском и
французском языках: The little guitarist / = Le petit guitariste / = Der kleine Gitarrist
/
Symphonia-Verlag, 1956; München, 1969).
Обложки английского и французского изданий книги Хосе де Аспиасу
"Гитара и гитаристы: от истоков до наших дней" (London: Ricordi, 1960)
В 50-е – 60-е годы ХХ века получил широкую известность как композитор и
автор многочисленных транскрипций музыки для гитары. В
1954 году его сочинение "Suite in Do" (Toccata, Sarabanda,
Corrente, Minuetto, Gavotta) было удостоено Первой премии по
композиции на Международном гитарном конкурсе в Модене (Италия),
проводившемся Международным союзом гитаристов. Среди
изданных им обработок и транскрипций для гитары, в частности,
такие произведения: И. Альбениса – "Восточная" (Orientale) из "Испанских напевов"
(Chants d'Espagne, op. 232, № 2, 1897); из сюиты "Испания" ("Suite Espana"
op.165, 1890): Серенада (Serenata, op. 165, № 4), "Каталонское каприччо"
(Capricho Catalan, op.165, № 5), "Сорсико" (Zortziko, op.165, № 6);
Интермедия (Intermedio) из лирической оперы "Пепита Хименес" (Pepita
Jimenez, Барселона, 1896); И. С. Баха – Сюита № 1, Прелюдия и Фуга; Ф. Кампиона – сюита "Вечер в Версале" (Soiree a Versailles) из
сборника "Новое о гитаре" ("Nouvelles decouvertes sur la Guitare");
М. Джулиани – Sonata in Do, op.15; Э. Гранадоса –
Интермеццо (Intermezzo), из оперы "Гойески" ("Goyescas"), созданной в 1916
г. на основе циклов фортепьянных пьес на испанские сюжеты и мелодии под тем
же названием; "12 испанских танцев" (Enrique Granados's 12 Danzas Espanolas,
op. 37); "Звуки праздника" (Ecos de la Parranda) из "Шести пьес на темы
испанских народных песен" (6 piezas sobre cantos populares espanoles); Ж. Б. Люлли – Гавот (Gavotte) из комедии-балета
Мольера "Брак поневоле" (L'amour malade); Сарабанда (Sarabande),
Триумфальный марш (Marche Triomphale) и Менуэт (Menuett) из комедии-балета
Мольера "Мещанин во дворянстве" (Bourgeois Gentilhomme); В. Лютославского – 9 народных мелодий (9 Melodii Ludowych), №№ 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9,
10, 12 из "Народных мелодий" (1945, для фортепьяно); К. А. Пиццини – Детская сюита (Suite infantile);
Г. Пёрселла – Чаконна из оперы "Королева фей" (The Fairy Queen, по комедии "Сон в летнюю ночь" У.
Шекспира); С. В. Рахманинова – Прелюдия; Ж. Ф. Рамо –
гавот из оперы-балета "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (Les
talents lyriques); 2 менуэта и гавот из героической пасторали "Заис" (2
Menuette, Gavotte, aus "Zais"), Д. Скарлатти – Sonata (Giga);
Г. Ф. Телемана – соната D-dur; Х. Турины – Сакро-Монте (Sacro-Monte)
из "Цыганских танцев" (Danzas gitanas, ор. 55, № 5); "Вакханалия" (Orgía) из "Фантастических танцев" ("Danzas fantasticas",
ор. 22); Орацио Векки – 4 пьесы для лютни; Р. де Визе – Сюита ре минор;
С. Л. Вайса – Реквием на смерть графа де Ложи (Tombeau sur la Mort de Comte de Logy); Э. Альфтера – "Танец цыганки"
(Danza de la Gitana), "Танец пастушки" (Danza de la
Pastora), Хабанера (Habanera); Х. Родриго – Пастораль (Pastorale), 4
пьесы из альбома Сесилии (4 piezas del Album de Cecilia: Maria de los Reyes,
A la jota, Cancion del hada morena, Cancion del hada rubia); Э. Сати –
3 "Гимнопедии" (3 Gymnopedies, 1888), 3 "Гноссиенны" (3 Gnossiennes,
1890); Х. Матоса Родригеса – танго "Кумпарсита" (La Cumparcita); М.
Равеля – Пьеса в форме Хабанеры (Piece en forme de Habanera, 1907);
Ф. Морено-Торробы – "Петенера" из сарсуэлы (традиционной испанской
комической оперы) "Девушка из Марчены" (La Marchenera). Кроме того, им
сделано множество транскрипций для гитары популярных мелодий разных народов
мира, в частности, "Пять знаменитых негритянских спиричуэл" (Deep river,
Heav'n heav'n, Nobody knows the trouble I've had, "Swing low, sweet
chariot", Sometimes I feel like a motherless child); "8 мексиканских
народных песен" (8 Canciones Populares Mexicanas), "7 русских народных
песен" и др.
Из оригинальных сочинений для гитары соло: Качуча (Cachucha); "Кубинская"
(Cubana); Фандангильо Уэльвы (Fandanguillo de Huelva); "Пять иберийских
миниатюр для гитары" (Five Iberian Miniatures for Guitar); "Хота на народные темы" (Jota on popular themes);
менуэт "Minué del Baztán y
Errimiña" (1960); "Тема с
вариациями (дань уважения Ф. Сору)"; "Тонадилья (дань уважения Э. Гранадосу)",
сюита "Сеговия" (Segovia: Tonada de la hierbabuena, Romance de dona Ana,
Danza del Castillo, Saltarelo de la pulga maldita) и др. Для флейты и гитары:
"Баскская соната" (Sonata Basque, 11', 1958). Для голоса и гитары:
"5 народных испанских песен" (5 canciones populares españolas: El Marabú, El pajarillo, Tirana del zarandillo, El paño
moruno, Los pastores); колыбельная песня "Бай-бай" (Arrorró);
хота "Дань почтения Мануэлю де Фалья" (Homenaje a Manuel de Falla, 1949);
"Цыганское соронго" (Zorongo Gitano); тонадилья "Воспоминание"
(Recuerdo) и др. Для гитары и
оркестра: "Концерт в стиле барокко" (Concerto Baroque, 13'30'',
1960), "Сюита елизаветинской эпохи на тему Дауленда" (Suite Elisabethaine
sur des themes de Dowland, 14', 1964). Издал несколько сборников
произведений для гитары: "Юный гитарист: В 4-х тетрадях" (El joven guitarrista: Cuadernos
I-IV), "Легкие пьесы" (Pieces faciles: Rondo de Picotin, Barcarolla,
Siciliana, La Mendiante, Chanson triste, Sonatina, Andante cantabile,
Rencontre), "Молодость: В 3-х тетрадях (30 пьес)" (Juventud: Cuadernos I-III),
"14 пьес разных композиторов" (14 Stücke von
verschiedenen Komponisten)
и др.
Гитарные "Школы" Хосе де Аспиасу Записал несколько
пластинок испанской музыки, в том числе пластинки испанских и русских песен с
солистами под аккомпанемент гитары. В 1972 году, в частности, вышла пластинка
"Русские песни" (Russian Songs / Galia Lesovskaia, Soprano; Jose et Lupe de
Azpiazu, Guitar. - Evasion Records, 1972), мелодии всех песен которой были
аранжированы для одной или двух гитар Х. де Аспиасу и записаны под аккомпанемент
гитары или дуэта гитар (Хосе и Лупе де Аспиасу). В нее вошло 15 популярных
песен: первая сторона – 1. Tchoubtchik - Чубчик; 2. Ils Disent Que Je
Ne Suis Pas Belle - Называют меня некрасивою (И. М. Григорьев,
слова М. Я. Козырева); 3. Le Beua Saraphan -
Красный сарафан (Не шей ты мне, матушка, красный сарафан); 4. Souvenir
Melancolique - Одинокая гармонь (Снова замерло все до рассвета; Б. А.
Мокроусов, слова М. В. Исаковского); 5. La Tempete de Neige - Метелица
(Вдоль по улице метелица метёт); 6. Les Nuits Blanches - Ночь светла (Н. Шишкин, слова
Н. Языкова); 7. Nostalgies de Jeune Fille - Не брани меня, родная; 8. Líepouse Joyeuse
- Веселая жена (Молода); вторая сторона – 9. Les Clochettes - Колокольчик
(Однозвучно гремит колокольчик; А. Л. Гурилев, слова И. И. Макарова); 10. Le
Chal Couleur de Cerisier - Вишневая шаль (Я о прошлом теперь не мечтаю); 11.
Le Rossignol - Соловей (Соловей мой, соловей: А. А. Алябьев, слова А. А.
Дельвига); 12. Mon Saraphan Prefere - Сарафанчик (Мне наскучило, девице);
13. Une Seule Fois - День и ночь; 14. Líetoile - Звезда (Гори,
гори моя звезда, П. П. Булахов, слова В. П. Чуевского); 15. Berceuse -
Колыбельная (Спи, младенец мой прекрасный; А. Т. Гречанинов, слова М. Ю.
Лермонтова).
|