ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

JOSE DE AZPIAZU
ХОСЕ ДЕ АСПИАСУ
 

гитарист, композитор,
музыковед
Испания

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

 

АСПИАСУ (Аспиазу) ИРИАРТЕ, Хосе де (Jose de Azpiazu Iriarte), род. 26 мая 1912, Оньяти, пров. Гипускоа, Страна Басков, Испания, – ум. 28 декабря 1986, Женева, Швейцария, – испанский (баскский) гитарист, музыковед, педагог и композитор; автор ряда оригинальных сочинений и многочисленных (около 400 наименований) редакций, обработок и транскрипций для гитары. Учиться игре на гитаре начал в возрасте 13 лет под руководством своего дяди. В юности сильно увлекался рисованием и живописью и даже успел заявить о себе как об обещающем художнике, завоевав в 17 лет Первую премию на конкурсе в Школе современных искусств в г. Сан-Себастьяне. В молодые годы был активным участником баскского национально-культурного движения и в начале 1930-х гг. входил в состав Комитета Баскского фольклорного общества (Sociedad de Eusko Folklore). Дебютировал как гитарист в возрасте 24-х лет на Радио Бильбао, после чего началась его профессиональная карьера концертирующего гитариста. Еще в довоенное время успел завоевать успех на родине (особенно в северной Испании), а после окончания 2-ой  мировой войны совершил многочисленные гастроли по странам Западной Европы. В 1950 году, выступая с концертами в Швейцарии (Женева, Цюрих, Лозанна, Берн, Базель), познакомился с сыном Андреса Сеговии, художником Андресом Сеговией (младшим), а через него и с самим знаменитым гитаристом, благодаря рекомендациям которого он в том же году (сразу после возвращения из гастролей во Франции) получил должность преподавателя гитары в Женевской консерватории, а затем начал преподавать и в консерватории Лозанны. Воспитал немало учеников, среди которых и его дочь Лупе де Аспиасу (Maria Guadelupe de Azpiazu, или Lupe de Azpiazu, род. 1943).

Jose de Azpiazu    Jose and Lupe de Azpiazu

Хосе де Аспиасу, слева – с дочерью Лупе.

В 1964 году Хосе де Аспиасу отказался от профессорского места и целиком посвятил себя творческой и издательской деятельности. Написал небольшую, но весьма содержательную работу по истории гитары "Гитара и гитаристы: от истоков до наших дней" (José de Azpiazu. La guitare et les guitaristes des origines aux temps modernes / Basel: Symphonia-Verlag AG, 1959; англ. издание: The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day / London: G. Ricordi, 1960; испан. издание: La guitarra y los guitarristas desde los orígenes hasta los tiempos modernos. Buenos Aires: Ricordi Americana, 1961). Является также автором  ряда школ и учебных пособий: "Гитара как аккомпанирующий инструмент (аккорды и ритмы) для  пения и танцевального оркестра" (Die Gitarre als Begleitinstrument (Akkorde und Rhythmen) für Gesang und Tanzkapelle. München, 1969), "Школа игры на гитаре" в 5-и тт. (Gitarrenschule - Metodo per Chitarra / Ricordi München, 1954, 1962; издание на франц. языке: Nouvelle methode pour guitare / Geneve: Editions Beltz-Azpiazu) и "Школа игры на гитаре фламенко" (Flamenco-Gitarrenschule - Estilo Flamenco. Método de Guitarra / Ricordi München, 1972), "Техника расгеадо" (Rasgueado technique / München, 1969), "Маленький гитарист" (на немецком, английском и французском языках: The little guitarist / = Le petit guitariste / = Der kleine Gitarrist / Symphonia-Verlag, 1956; München, 1969).

   

Обложки английского и французского изданий книги Хосе де Аспиасу
"Гитара и гитаристы: от истоков до наших дней" (London: Ricordi, 1960)

В 50-е – 60-е годы ХХ века получил широкую известность как композитор и автор многочисленных транскрипций музыки для гитары. В 1954 году его сочинение "Suite in Do" (Toccata, Sarabanda, Corrente, Minuetto, Gavotta) было удостоено Первой премии по композиции на Международном гитарном конкурсе в Модене (Италия), проводившемся Международным союзом гитаристов. Среди изданных им обработок и транскрипций для гитары, в частности, такие произведения: И. Альбениса – "Восточная" (Orientale) из "Испанских напевов" (Chants d'Espagne, op. 232, № 2, 1897); из сюиты "Испания" ("Suite Espana" op.165, 1890): Серенада (Serenata, op. 165, № 4), "Каталонское каприччо" (Capricho Catalan, op.165, № 5), "Сорсико" (Zortziko, op.165, № 6); Интермедия (Intermedio) из лирической оперы "Пепита Хименес" (Pepita Jimenez, Барселона, 1896); И. С. Баха – Сюита № 1, Прелюдия и Фуга; Ф. Кампиона – сюита "Вечер в Версале" (Soiree a Versailles) из сборника "Новое о гитаре" ("Nouvelles decouvertes sur la Guitare"); М. Джулиани – Sonata in Do, op.15; Э. Гранадоса – Интермеццо (Intermezzo), из оперы "Гойески" ("Goyescas"), созданной в 1916 г. на основе циклов фортепьянных пьес на испанские сюжеты и мелодии под тем же названием; "12 испанских танцев" (Enrique Granados's 12 Danzas Espanolas, op. 37); "Звуки праздника" (Ecos de la Parranda) из "Шести пьес на темы испанских народных песен" (6 piezas sobre cantos populares espanoles); Ж. Б. Люлли – Гавот (Gavotte) из комедии-балета Мольера "Брак поневоле" (L'amour malade); Сарабанда (Sarabande), Триумфальный марш (Marche Triomphale) и Менуэт (Menuett) из комедии-балета Мольера "Мещанин во дворянстве" (Bourgeois Gentilhomme); В. Лютославского – 9 народных мелодий (9 Melodii Ludowych), №№ 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12 из "Народных мелодий" (1945, для фортепьяно); К. А. Пиццини – Детская сюита (Suite infantile); Г. Пёрселла – Чаконна из оперы "Королева фей" (The Fairy Queen, по комедии "Сон в летнюю ночь" У. Шекспира); С. В. Рахманинова – Прелюдия; Ж. Ф. Рамо – гавот из оперы-балета "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (Les talents lyriques); 2 менуэта и гавот из героической пасторали "Заис" (2 Menuette, Gavotte, aus "Zais"), Д. Скарлатти – Sonata (Giga); Г. Ф. Телемана – соната D-dur; Х. Турины – Сакро-Монте (Sacro-Monte) из "Цыганских танцев" (Danzas gitanas, ор. 55, № 5); "Вакханалия" (Orgía) из "Фантастических танцев" ("Danzas fantasticas", ор. 22); Орацио Векки – 4 пьесы для лютни; Р. де Визе – Сюита ре минор; С. Л. Вайса – Реквием на смерть графа де Ложи (Tombeau sur la Mort de Comte de Logy); Э. Альфтера – "Танец цыганки" (Danza de la Gitana), "Танец пастушки" (Danza de la Pastora), Хабанера (Habanera); Х. Родриго – Пастораль (Pastorale), 4 пьесы из альбома Сесилии (4 piezas del Album de Cecilia: Maria de los Reyes, A la jota, Cancion del hada morena, Cancion del hada rubia); Э. Сати – 3 "Гимнопедии" (3 Gymnopedies, 1888), 3 "Гноссиенны" (3 Gnossiennes, 1890); Х. Матоса Родригеса – танго "Кумпарсита" (La Cumparcita); М. Равеля – Пьеса в форме Хабанеры (Piece en forme de Habanera, 1907); Ф. Морено-Торробы – "Петенера" из сарсуэлы (традиционной испанской комической оперы) "Девушка из Марчены" (La Marchenera). Кроме того, им сделано множество транскрипций для гитары популярных мелодий разных народов  мира, в частности, "Пять знаменитых негритянских спиричуэл" (Deep river, Heav'n heav'n, Nobody knows the trouble I've had, "Swing low, sweet chariot", Sometimes I feel like a motherless child); "8 мексиканских народных песен" (8 Canciones Populares Mexicanas), "7 русских народных песен" и др.

    

Из оригинальных сочинений для гитары соло: Качуча (Cachucha); "Кубинская" (Cubana); Фандангильо Уэльвы (Fandanguillo de Huelva); "Пять иберийских миниатюр для гитары" (Five Iberian Miniatures for Guitar); "Хота на народные темы" (Jota on popular themes); менуэт "Minué del Baztán y Errimiña" (1960); "Тема с вариациями (дань уважения Ф. Сору)"; "Тонадилья (дань уважения Э. Гранадосу)", сюита "Сеговия" (Segovia: Tonada de la hierbabuena, Romance de dona Ana, Danza del Castillo, Saltarelo de la pulga maldita) и др. Для флейты и гитары: "Баскская соната" (Sonata Basque, 11', 1958). Для голоса и гитары: "5 народных испанских песен" (5 canciones populares españolas: El Marabú, El pajarillo, Tirana del zarandillo, El paño moruno, Los pastores); колыбельная песня "Бай-бай" (Arrorró); хота "Дань почтения Мануэлю де Фалья" (Homenaje a Manuel de Falla, 1949); "Цыганское соронго" (Zorongo Gitano); тонадилья "Воспоминание"  (Recuerdo) и др.  Для гитары и оркестра: "Концерт в стиле барокко" (Concerto Baroque, 13'30'', 1960), "Сюита елизаветинской эпохи на тему Дауленда" (Suite Elisabethaine sur des themes de Dowland, 14', 1964). Издал несколько сборников произведений для гитары: "Юный гитарист: В 4-х тетрадях" (El joven guitarrista: Cuadernos I-IV), "Легкие пьесы" (Pieces faciles: Rondo de Picotin, Barcarolla, Siciliana, La Mendiante, Chanson triste, Sonatina, Andante cantabile, Rencontre), "Молодость: В 3-х тетрадях (30 пьес)" (Juventud: Cuadernos I-III), "14 пьес разных композиторов" (14 Stücke von verschiedenen Komponisten) и др.
 

Gitarrenschule     Flamenco-Gitarrenschule

Гитарные "Школы" Хосе де Аспиасу

Записал несколько пластинок испанской музыки, в том числе пластинки испанских и русских песен с солистами под аккомпанемент гитары. В 1972 году, в частности, вышла пластинка "Русские песни" (Russian Songs / Galia Lesovskaia, Soprano; Jose et Lupe de Azpiazu, Guitar. - Evasion Records, 1972), мелодии всех песен которой были аранжированы для одной или двух гитар Х. де Аспиасу и записаны под аккомпанемент гитары или дуэта гитар (Хосе и Лупе де Аспиасу). В нее вошло 15 популярных песен: первая сторона – 1. Tchoubtchik - Чубчик; 2. Ils Disent Que Je Ne Suis Pas Belle - Называют меня некрасивою (И. М. Григорьев, слова М. Я. Козырева); 3. Le Beua Saraphan - Красный сарафан (Не шей ты мне, матушка, красный сарафан); 4. Souvenir Melancolique - Одинокая гармонь (Снова замерло все до рассвета; Б. А. Мокроусов, слова М. В. Исаковского); 5. La Tempete de Neige - Метелица (Вдоль по улице метелица метёт); 6. Les Nuits Blanches - Ночь светла (Н. Шишкин, слова Н. Языкова); 7. Nostalgies de Jeune Fille - Не брани меня, родная; 8. Líepouse Joyeuse - Веселая жена (Молода); вторая сторона – 9. Les Clochettes - Колокольчик (Однозвучно гремит колокольчик; А. Л. Гурилев, слова И. И. Макарова); 10. Le Chal Couleur de Cerisier - Вишневая шаль (Я о прошлом теперь не мечтаю); 11. Le Rossignol - Соловей (Соловей мой, соловей: А. А. Алябьев, слова А. А. Дельвига); 12. Mon Saraphan Prefere - Сарафанчик (Мне наскучило, девице); 13. Une Seule Fois - День и ночь; 14. Líetoile - Звезда (Гори, гори моя звезда, П. П. Булахов, слова В. П. Чуевского); 15. Berceuse - Колыбельная (Спи, младенец мой прекрасный; А. Т. Гречанинов, слова М. Ю. Лермонтова).

 
Рейтинг@Mail.ru