ИСТОРИКО–БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ИНТЕРНЕТ–ПРОЕКТ  ДЛЯ  ГИТАРИСТОВ–ЛЮБИТЕЛЕЙ  И  ПРОФЕССИОНАЛОВ

• ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

• СТАТЬИ

• ДОКУМЕНТЫ

• МАТЕРИАЛЫ 

HÉLÈNE CHARNASSÉ
ЭЛЕН ШАРНАССЕ

музыковед
Франция

 

 

 

 

 
 
 

 

  ИСТОРИКИ ГИТАРЫ

     

В 1962 году Элен Шарнассе начала работу в Национальном центре научных исследований (НЦНИ, фр.: C.N.R.S., Centre national de la recherche scientifique) в качестве младшего научного сотрудника, с 1968 – научный сотрудник, с 1972 – ведущий научный сотрудник, позднее – главный научный сотрудник (Directeur de Recherche; соответствует званию профессора в системе высшего образования), руководитель исследовательской группы. С 1962 по 1973 г. работала с выдающимся музыковедом Женевьев Тибо де Шамбюр (Genevieve Thibault de Chambure, 1902-1975), возглавлявшей Музей музыкальных инструментов при Парижской консерватории (ныне – парижский Музей музыки; Musée de la Musique à Paris), где Центром музыкальной иконографии НЦНИ (Centre d'Iconographie Musicale du Centre National de la recherche scientifique) осуществлялась обширная программа научно-исследовательских работ.

В 1973 году по инициативе Элен Шарнассе и Анри Дюкасса (Henri Ducasse) при Национальном центре научных исследований была создана специальная научная Исследовательская группа по автоматизированному анализу и транскрипции табулатур (E.R.A.T.T.O., Equipe de Recherches sur l'Analyse et la Transcription des Tablatures par Ordinateur), в задачу которой входило изучение немецких лютневых табулатур 16-17 веков и создание программ машинной транскрипции старинной музыки, записанной в табулатурах, на современную систему нотации. Между 1975 и 1978 гг. было опубликовано два сборника табулатур немецкого лютниста Ганса Герле (Hans Gerle, ок. 1500–1570):

Hans Gerle, Tabulatur auff die Laudten, Nuremberg, 1533. Transcription automatique par le groupe E.R.A.T.T.O. Etudes musicologiques par Hélène Charnassé et Raymond Meylan, réalisation informatique par Henri Ducasse. Paris, Société française de Musicologie, 1975-1977. Cinq fascicules: Préludes, Pièces allemandes, Chansons françaises, Psaumes et motets latins à trois voix, Psaumes et motets latins à quatre voix.

Hans Gerle, Ein newes sehr künstlichs Lautenbuch, Nuremberg, 1552. Transcription automatique par le groupe E.R.A.T.T.O. Etudes musicologiques par Hélène Charnassé, réalisation informatique par Henri Ducasse. Ivry, ELMERATTO, 1977-1978. Quatre fascicules: Préludes (1), Préludes (2), Danses (1), Danses (2).

Иллюстрации к докладу Э. Шарнассе
о методах расшифровки немецких лютневых табулатур, прочитанному
на международном конгрессе "Информатика и гуманитарные науки" (1981)

Фотокопия оригинала табулатурной записи Ганса Герле.

Фотокопия оригинала табулатурной записи Ганса Герле

Обозначение знаков табулатуры на лютневом грифе (Г. Герле, 1552) Пример обработки табулатуры Ганса Герле (1533)

Слава – обозначение знаков табулатуры на лютневом грифе (Г. Герле, 1552);
справа – пример обработки табулатуры Ганса Герле (1533) и ее исходный вид (внизу).

1 2 3 4
Рейтинг@Mail.ru