ГАВОТИ, Бернар (Bernard Gavoty; псевд. – Кларандон, Clarendon), род.
2 апреля 1908, Париж, Франция, - ум. 24 октября 1981, там же, — французский органист, музыковед и музыкальный критик. Член Академии искусств (Académie
des beaux-arts) Французского института (избран в 1975). Основатель и видный деятель массовой музыкально-просветительской организации "Музыкальная
молодежь Франции" (Jeunesses Musicales de France). Родился в семье французских виноделов, выходцев из Прованса, унаследовал семейный бизнес и некоторое время им руководил; имел
степень бакалавра в области агрономии. С юных лет занимался музыкой. В 1934 году поступил слушателем в консерваторию в органный класс Марселя Дюпре, где
обучался до 1937 года. Помимо этого изучал литературу и философию в Сорбонне. С 1942 по 1980 г. был органистом в знаменитом соборе Святого Людовика Дома
инвалидов в Париже (Saint-Louis-des-Invalides, один из исторических памятников и архитектурных шедевров французской столицы, где среди прочих
великих деятелей Франции захоронен Наполеон), дал около пятисот концертов во Франции и за рубежом. С 1945 года работал музыкальным критиком в газете
"Фигаро" (Le Figaro), сотрудничал также во многих других французских и иностранных периодических изданиях. Сборник избранных статей, публиковавшихся
им в "Фигаро" в 1945-1981 гг., вышел в 1990 году в Париже с предисловием М. Ростроповича (Chroniques de Clarendon: au bonheur des soirs
(1945-1981). - Paris: Editions Albatros, 1990). Выступал также как комментатор и ведущий музыкальных радио- и телевизионных программ. Участвовал в
создании нескольких фильмов о великих исполнителях, в том числе о Рубинштейне, Менухине и Ростроповиче. В 1943 году написал свою первую книгу
— "Луи Вьерн, музыкант из Нотр-Дама" — посвященную своему учителю и другу, почти слепому музыканту, выдающемуся органисту и композитору, Луи Вьерну (1870-1937),
который с 1900 года и до самой смерти занимал должность титулярного органиста Собора Парижской Богоматери в Париже (Нотр-Дам де Пари).
Суперобложка и титульная страница французского издания книги Б. Гавоти о Сеговии.
В 1953-62 гг. опубликовал в издательстве «Кистнер» в Женевев отдельными брошюрами несколько десятков иллюстрированных очерков об известных
музыкантах (Марсель Дюпре, Вальтер Гизекинг, Бруно Вальтер, Ванда Ландовска, Игорь Маркевич, Иегуди Менухин, Пабло Казальс, Герберт фон Караян, Альфред
Корто, Артур Рубинштейн, Вильгельм Фуртвенглер, Элизабет Шварцкопф и др.) в научно-популярной серии "Выдающиеся исполнители" (Les grands interpretes),
выходившей также на английском (Great concert artists) и немецком языках (Die grossen Interpreten). В 1955 году издал в той же серии биографию
Андреса Сеговии (Gavoty, Bernard. Andrès Segovia. – Genève, René Kister, 1955), объемом в 32 стр. с фотографиями. Сеговия с благодарностью отзывался
об этой работе Б. Гавоти: "Вы написали обо мне много красивого и благородного в вашей чудесной книжке. Ваши слова будут сопровождать меня в водовороте жизни...".
Английское и немецкое издания книги Б. Гавоти "Сеговия" (1955)
Автор статьи «Ему нет равных» (К 75-летию Андреса Сеговиа), опубликованной в 1969 году в журнале «Советская музыка» (№ 2, с. 126-129). Бернару Гавоти адресовано
знаменитое «Письмо моему биографу» (1954) А. Сеговии («Советская музыка», 1960, № 6, с. 128-130). Обе эти статьи приведены также в
журнале «История гитары в лицах» (2012, № 3, с. 37-40).
Автор книги "За или против современной музыки?" ("Pour ou contre la musique moderne?", Париж, 1957), в основу которой положены ответы около ста
французских и зарубежных музыкантов на радиоанкету, проведенную им совместно с видным французским композитором, органистом и пианистом Даниэлем Лесюром
(псевд. Даниэль-Лесюр, Daniel Lesur, 1908-2002). Его радиобеседы с А. Онеггером стали основой книги Онеггера "Я — композитор" ("Je suis
compositeur", Париж, 1951, в рус. пер. - M., 1963). Гавоти принадлежат также записи воспоминаний Дж. Энеску (Париж, 1955), а также монографии о Ф. Листе
(Liszt. Le virtuose. 1811-1848. Biographie. - Paris: Julliard, 1980) и Ф. Шопене (Chopin. - Paris: Grasset, 1974), книги "Десять великих музыкантов"
(Dix grand musiciens. - Paris: Gautier-Languereau 1962), содержащей рассказы о Люлли, Бахе, Моцарте, Бетховене, Шумане, Шопене, Листе, Вагнере, Дебюсси и
Онеггере (выдержала несколько переизданий) и "Великие тайны музыки" (Les Grands mystères de la musique. - Paris, Trévise, 1975), другие произведения о музыке и музыкантах. |