ГЕК,
Томас Фитцсимонс (Thomas FitzSimons Heck), род. 10 июля 1943, Вашингтон, США, – американский музыковед, историк гитары. Среднее образование получил в 1957-1960 гг. во французской школе в Париже, где в
то время служил торговым атташе в американском посольстве его отец Гарольд Джозеф Гек (Harold Joseph Heck, 1906-1998),
впоследствии профессор, крупный специалист в области внешнеторговых
отношений, автор ряда книг по вопросам внешней тогрговли; мать – Сюзанна
Лидия Хольт (Susanne Lydia Holt, 1913-1995). В те же годы начал заниматься классической гитарой у Р. Матореза (до 1961),
затем учился в Мюнхене у гитариста Андрыщака. С 1961 года стал самостоятельно учиться игре на лютне. В 1965 г. получил степень бакалавра искусств в области гуманитарных наук и истории
музыки в американском частном католическом университете Нотр-Дам в г. Саут-Бенд, Индиана. Затем изучал музыковедение в Йельском университете, где в 1970 году защитил докторскую диссертацию на тему
"Зарождение классической гитары и ее развитие в Вене, отраженное в деятельности и сочинениях Мауро Джулиани" (“The birth of the classic guitar
and its cultivation in Vienna, reflected in the career and compositions of Mauro Giuliani”, изд. Йельского университета, 2 тома, 1970), в которой, в
частности, приводит, на основе установленных им источников, точные данные из биографии Мауро Джулиани. В период работы над диссертацией получал стипендию Фулбрайта для занятий в 1968-69 гг.
исследовательской работой в Австрии (Вена). В 1995 году опубликовал в
Издательстве Орфи (США) книгу "Мауро Джулиани: виртуозный гитарист и
композитор" (Mauro Giuliani: Virtuoso Guitarist and Composer. Columbus:
Editions Orphée, 1995). В 1971-78 гг. преподавал историю музыки в различных университетах и
колледжах США. В 1977 году окончил Южнокалифорнийский университет в г.
Лос-Анджелесе по специальности научное библиотековедение и с 1978 по 2000
год на протяжении 22 лет работал в музыкальной библиотеке Университета штата
Огайо в г. Колумбусе, где в течение последних 10 лет вел также по
совместительству курс музыкознания и преподавал в музыкальной школе при университете. Автор 12
статей о гитаристах в "Новом словаре музыки и музыкантов Дж. Грова" (The New
Grove Dictionary of Music and Musicians. New York: Macmillan, 1980) –
Мауро Джулиани, Венцеслав Матейка, Джулио Регонди, Франсиско Таррега, Марк
Аврелий Цани де Ферранти, Фердинандо Карулли, Луиджи Леньяни, Жан Пьер
Порро, Андрей Сихра, Алоис Вольф, библиография к статье "гитара", и 11
дополнительных статей для этого словаря в издании 2000 года (The New Grove
Dictionary of Music and Musicians II, 2000) – Мануэль Барруэко, Хорхе
Морель, Эмилио Пухоль, Турибио Сантос, Антонио Торрес, Кадзухито Ямасита,
Элиот Фиск, Кристофер Паркенинг, Конрад Рагосниг, Дэвид Таненбаум, Бенджамин
Вердери, а также 10 статей для "Нового словаря американской музыки Дж.
Грова" (The New Grove Dictionary of American Music. New York: Macmillan,
1986) – Элис Арцт, Владимир Бобри, Джордж К. Крик, Софокл Папас, Дэвид
Старобин, Олкот Вада Бикфорд, Шерон Айсбин, Дэвид Лейснер, семья Ромерос,
Джефри Ван. Кроме того, написал статью о М. Джулиани для немецкой
энциклопедии "Музыка в истории и современности. Личности: общая энциклопедия
музыки" под редакцией Ф. Блуме (Die Musik in Geschichte und Gegenwart.
Personenteil: allgemeine enzyklopädie der Musik / begründet von Friedrich
Blume. Kassel & New York: Bärenreiter; Stuttgart: Metzler, 2002). В
1988-1992 гг. был редактором отдела критики специализированного музыкального
журнала по вопросам библиотековедения ("Fontes artis musicae") Международной
ассоциации музыкальных библиотек (МАМБ; Association internationale des
bibliothéques musicales – AIBM).
Входил в состав совета по присуждению премий за лучшие публикации Ассоциации
музыкальных библиотек (1987-1989, в 1989 – председатель совета). Автор более 40 рецензий на книги о музыке и музыкантах, опубликованных (с
1970) в музыкальной периодике; множества статей в музыкальных журналах
нескольких стран мира (США, Германия, Япония, Польша и др.). Выступал с
лекциями по истории гитары на международных гитарных фестивалях в Италии
(2000) и Австралии (2001). С начала 1980-х годов занимается исследованиями в
области театральной и музыкальной иконографии, опубликовал на эту тему ряд
научных работ. В 1994-1995 годах как научный стипендиат работал по теме
театральной иконографии в Нидерландском Институте перспективных исследований
в гуманитарных и социальных науках (Netherlands Institute for Advanced Study
in the Humanities and Social Sciences, NIAS). Помимо родного языка хорошо владеет французским, итальянским,
немецким, датским и испанским языками. Является президентом компании
"Инсайтс консалтинг" (Insights Consulting), предоставляющей комплекс
консультационных услуг библиотекам, архивам и владельцам частных книжных
коллекций.
![Mauro Giuliani: Virtuoso Guitarist and Composer.](images/heck_giuliani.jpg)
Обложка книги Томаса Ф. Гека "Мауро Джулиани: виртуозный гитарист и
композитор"
(Mauro Giuliani: Virtuoso Guitarist and Composer. Columbus: Editions Orphée,
1995) |